Кубановедение

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ
п. Пересыпь муниципального образования
Темрюкский район МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОЕ
РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="353522,
Краснодарского
края
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ
Краснодарский край, Темрюкский р-н, Пересыпь п,
БОНДАРЕВОЙ, 94", L=Пересыпь, T=Директор,
БЮДЖЕТНОЕ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
СРЕДНЯЯ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ
ОГРН=1022304748817, СНИЛС=02079063228,
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 22РАЙОН,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ
ИНН ЮЛ=2352031212, ИНН=235208199269,
E=cumtbo_temruk@mail.ru, G=Юлия Алексеевна,
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ЬНАЯ ШКОЛА № 22 SN=Белозерова,
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 22 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Основание: Я являюсь автором этого документа
ОБРАЗОВАНИЯ
УТВЕРЖДЕНО
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.19
15:00:52+03'00'
педсовета
протокол
№__
ТЕМРЮКСКИЙ решение
РАЙОН
Foxit Reader Версия: 10.1.0

от «____» августа 2023 года
Председатель педсовета
___________/Ю.А. Белозерова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

кубановедению

Ступень обучения (класс) ___основное общее образование, 10-11 классы
Количество часов
Учитель

68 (1 час в неделю)

Уровень

базовый

Крюченкова Людмила Витальевна

Программа разработана в соответствии с учетом требований ФГОС СОО, с учетом ООП СОО МБОУ СОШ № 10,
утверждѐнной решением педагогического совета протокол № 1, 29.08.2023, с учетом авторской программы «Кубановедение» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края под редакцией А. А. Зайцева. Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2018 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Кубановедения»
Личностные результаты
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
 гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
 признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовности к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовности отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовой и политической грамотности;
 мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире;
 ценностей демократии и социальной солидарности, готовности к договорному регулированию отношений в группе или социальной
организации;
 готовности и способности отстаивать личное достоинство, собственное мнение, готовности и способности вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
 готовности обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
 приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
 готовности обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
2. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
 российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
 чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
 патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
 уважения к своему народу, чувствао ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
 уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
 уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;

 уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
 нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
 принятия гуманистических ценностей, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
 способности к сопереживанию; позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам;
 выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
 компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
 ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
 положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризации традиционных семейных ценностей.
4. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):
 эстетического отношения к миру;
 эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера;
 способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
 эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
 способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
 уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
 потребности в общении с художественными произведениями;
 активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
 чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь еѐ;
 готовности к эстетическому обустройству собственного быта.
5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
 мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки,



осознания значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству, стремления к овладению достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
 готовности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
 ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психологическому здоровью;
 потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
 бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью других людей, умения оказывать первую помощь
 неприятия вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
 ориентации обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способности ставить цели и строить жизненные планы;
 уважения ко всем формам собственности, готовности к защите своей собственности,
 готовности к осознанному выбору будущей профессии как пути и способа реализации собственных жизненных планов;
 готовности обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
 потребности трудиться, уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
 добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
 готовности к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
8. Экологического воспитания:
 экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
 понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
 ответственности за состояние природных ресурсов;
 умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
 опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств
и способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так
и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Кубановедение» на уровне среднего общего образования:
1. Владение навыками использования исторических и географических карт при изучении важнейших событий в истории кубанского региона.
2. Умение искать, анализировать и оценивать содержащиеся в различных источниках информации данные об исторических событиях,
имевших место на территории Кубани.
3. Умение аргументировать свою точку зрения, высказывая собственное мнение по проблемам социально-экономического развития кубанского региона.
4. Умение применять знания, полученные па уроках кубановедения, в своей практической деятельности; использовать навыки проектноисследовательской работы при решении социально значимых проблем региона.
5. Владение навыками исторической реконструкции для изучения историко-культурных объектов своей малой родины.
6. Использование широкого спектра социально-экономической информации для характеристики региональной специфики регулирования
общественных отношений в период становления гражданского общества на Кубани.
7. Умение оценивать вклад выдающихся личностей, живших и работавших на Кубани, в развитие нашего региона.
8. Умение характеризовать исторические события и явления, происходившие на Кубани, в контексте истории Российского государства.
9. Умение применять знания по кубановедеиию для сохранения памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского
края и других российских регионов
ПЛАНИРУЕМЫ Е РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения кубановедения в 10-11 классах научиться
Знать, понимать
- основные этапы и важнейшие события в истории Кубани XX – начала XXI века, раскрывать их в контексте исторических событий, происходивших в этот период в стране и мире;
- особенности экономико-географического и геополитического положения Краснодарского края, оценивать природно-ресурсный потенциал региона;
- административное устройство Краснодарского края, численность населения, этническое и конфессиональное многообразие региона;
- современные версии и альтернативные точки зрения учѐных на события, происходившие на территории Кубани в период Гражданской
войны и Великой российской революции;
- особенности развития экономики Краснодарского края, еѐ современное состояние и векторы развития, называть и характеризовать ведущие отрасли хозяйства;
- особенности социальных отношений в кубанском обществе;
- политико-правовой статус Краснодарского края;
- особенности развития культурного пространства региона;
- имена учѐных, исследователей, выдающихся деятелей культуры и искусства, политиков и военных, способствовавших социально-экономическому развитию кубанского региона;

место и роль Краснодарского края в современной России;
уметь:
- соотносить важнейшие события региональной истории с историческими событиями, происходившими в ходе реформ и социальных потрясений в России и мире в XX - начале XXI века;
- использовать исторические карты и другие источники информации для решения поставленных учебных задач и составления развѐрнутого повествования о важнейших событиях истории Кубани и их участниках;
- объяснять значение терминов и понятий, а также диалектных слов, используемых на уроках кубановедения;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку, выявлять общее и различное, устанавливать причинноследственные связи;
- на Кубани, формулировать собственную позицию в отношении роли личности в истории региона;
- использовать компьютерные технологии для получения разнообразной информации о Краснодарском крае и систематизировать полученные данные в виде схем, диаграмм, таблиц, презентаций;
- использовать знания по кубановедению при написании исследовательских проектов, рефератов, сочинений, выполнении творческих работ по краеведческой тематике, составлении отчѐтов об экскурсиях по краю;
- составлять родословную своей семьи в контексте истории малой родины по материалам семейных архивов, школьных и краеведческих
музеев, а также рассказам старожилов;
- приводить аргументы в пользу художественных достоинств произведений литературы и искусства известных кубанских авторов;
- использовать в повседневной жизни знания, полученные в ходе экскурсий по Краснодарскому краю, а также посещений выставок и краеведческих музеев;
В результате изучения кубановедения в 10-11 классе ученик получит возможность научиться использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- раскрытия причин и оценки сущности современных событий, происходящих в Краснодарском крае, в контексте российской истории;
- применения полученных знаний об истории и культуре своего и других народов Кубани в общении с людьми в школе и за еѐ пределами;
- ведения диалога в поликультурной среде;
- понимания своей социальной роли в пределах собственной дееспособности, а также осознанного выбора будущей профессии;
- осознания своей принадлежности к сообществу жителей Кубани – одного из регионов Российской Федерации;
- адекватной оценки природно-ресурсного потенциала Краснодарского края и понимания основных тенденций и перспектив развития региона;
- освоения важнейших социальных ролей в сфере правовой и политической культуры для противостояния фальсификациям и намеренным
искажениям истории Кубани в контексте событий, имевших место или происходящих в России и мире;
- понимания необходимости соблюдать толерантность по отношению к людям других национальностей и конфессий;
- осознания необходимости поддержания в регионе гражданского мира и согласия;
- активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края;
осознания необходимости охраны природных богатств региона
1. Содержание учебного предмета «Кубановедение» на уровне среднего общего образования

10 КЛАСС (34 ч)
Рабочая программа составлена на основе программы «Кубановедение» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края под редакцией А. А. Зайцева. Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2018 г.; программы тематического раздела
«Кубань – многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 класс (письмо департамента образования и науки от 29. 07. 2011 г. № 47-11682/11-14 о тематическом разделе «Кубань – многонациональный край»).
В соответствии методическими рекомендациями для образовательных организаций Краснодарского края «О преподавании учебного
предмета «Кубановедение» с 2017-2018 учебного года введен тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Данный раздел реализуется в IV четверти в объеме 4 часов.
Введение (1 ч)
Я гражданин своей страны. Кубань в XX – XXI вв. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние культур. Межнациональный мир и согласие как основа процветания
края..
РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В 1914 – КОНЦЕ 1930-х годов (11 ч)
Тема 1. Кубань в начале XX в. Период войн и революций
Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъѐм. Ратные подвиги кубанцев.
Влияние войны на экономику, уровень жизни, общественные настроения. Недовольство военным руководством, властью, общим положением в стране.
События Великой российской революции на Кубани. «Троевластие». Деятельность Временного облисполкома (К. Л. Бардиж). Избрание и
роспуск областного Совета.
Формирование Войсковой рады и временного войскового правительства (А. П. Филимонов).
Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани (черноморцы и линейцы).
Советы в Черноморской губернии. Борьба между Радой и Советами в Кубанской области. «Большевизация» Советов (Я. В. Полуян).
«Временные основные положения о высших органах власти в Кубанском крае». Ущемление прав иногородних и рабочих. Введение на Кубани военного положения. Создание краевого правительства (Л. Л. Быч). Областной съезд иногородних и трудового казачества. Победа большевиков в Черноморской губернии.
Установление советской власти в Армавире, Екатеринодаре и других населѐнных пунктах Кубани. И. Л. Сорокин.
Ледяной поход Добровольческой армии. Л. Г. Корнилов и М. В. Алексеев. Штурм Екатеринодара. Гибель генерала Корнилова.
Второй Кубанский поход. А. И. Деникин. Взятие Екатеринодара. Белый и красный террор.
«Железный поток». Объединение красных отрядов в Таманскую армию. И. И. Матвеев. Е. И. Ковтюх. Разгром красными частей генерала В.
Л. Покровского. Соединение Таманской армии с частями Красной армии Северного Кавказа.

Взаимоотношения кубанского правительства и командования Добровольческой армии. Убийство Н. С. Рябовола. Роспуск Законодательной
рады и казнь А. И. Кулабухова. Избрание атаманом Н. М.Успенского.
Коренной перелом в боях на северокавказском направлении (март 1920). Взятие Екатеринодара частями Красной Армии.
Десант генерала С.Г.Улагая и его разгром. Окончательное установление советской власти на Кубани и в Черноморье.
Тема 2. Культурная жизнь Кубани в 1914-1920-х годах
Наука и культура в условиях Первой мировой войны. Экспедиции по поиску полезных ископаемых. Развитие курортного дела. Формирование госпитальной базы. Реформирование школьного образования.
Театрально-концертная жизнь: искусство и политика. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее.
Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах. Нэп
Продразвѐрстка и «расказачивание». Организация продотрядов. Активизация движения бело-зелѐных. Политика советской власти в отношении казачества. Деятельность специальных «троек». Чрезвычайные меры.
Новая экономическая политика. От продразвѐрстки к продналогу. Единый сельскохозяйственный налог. «Лицом к деревне» – новый курс
партии. Сельская кооперация на Кубани. Завершение земельного передела.
Реорганизация промышленности. Сдача мелких и средних предприятий в аренду. Перевод крупных заводов и фабрик на хозрасчѐт. Развитие торговли.
Революция на селе. Курс «на развѐрнутое наступление социализма по всему фронту». Коллективизация. Сопротивление коллективизации
со стороны духовенства и кулаков. Статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов». Выход из колхозов части казаков и крестьян.
Раскулачивание. Чрезвычайная комиссия ЦК ВКП(б) во главе с Л.М. Кагановичем и еѐ деятельность на Северном Кавказе. Система «чѐрных досок». Голод на Кубани. Итоги сплошной коллективизации.
Особенность индустриализации на Кубани - зависимость от сельского хозяйства. Основные отрасли промышленности.
Политические репрессии.
Административно-территориальные преобразования. 13 сентября 1937 г. – день образования Краснодарского края.
Кубань как аграрно-промышленный регион. Успехи тружеников края в предвоенные годы.
Тема 4. Культура Кубани в 1920-1930-х годах
Формирование нового человека – основная задача новой власти. Наступление на «старый мир».
Реформирование системы образования. Борьба с неграмотностью детей и взрослых. Конфликт между семьѐй и школой. Национальные
школы. Создание адыгейской письменности. Изменения в повседневной жизни. Усиление роли пионерской и комсомольской организаций.
Пропаганда атеизма. Расширение сети библиотек, музеев.
Развитие массового спорта. Новые формы досуга.
«Золотое десятилетие» краеведения на Кубани.
Превращение Кубани в центр аграрной науки всесоюзного значения. Развитие здравоохранения (Н. Ф. Мельников-Разведенков). Победа
над малярией (И. Г. Савченко). Медицинские отряды С. В. Очаповского.
Партийно-советская печать. Революционные события на Кубани в произведениях советских писателей («Железный поток» А. Серафимовича, «Восемнадцатый год» А. Толстого и др.). Жизнь и творчество Н. А. Островского в Сочи. Развитие адыгейской литературы.
Превращение театра в действенное средство политического воспитания масс. В. Э. Мейерхольд – организатор театральной жизни в Новороссийске.

Театр для детей в Екатеринодаре. Расширение сети театров, цирков. Роль кино в жизни кубанцев. Создание первого адыгейского ансамбля
песни и пляски. Воссоздание Кубанского казачьего хора.
Демонтаж дореволюционных и возведение новых памятников.
Краснодарский художественный музей им. Луначарского – преемник Екатеринодарской картинной галереи. Ф. А. Коваленко. Р. К. Войцик.
Новые сюжеты в творчестве кубанских мастеров изобразительного искусства. Создание Краснодарского отделения Союза советских художников (1938).
Конструктивизм в архитектуре региона. Воплощение принципов «функциональной архитектуры» в градостроительстве. Генеральная реконструкция Сочи. Скульптура как элемент оформления пространства.
Культурная жизнь кубанского зарубежья. Научная и образовательная деятельность Ф. А. Щербины в Праге.
РАЗДЕЛ II. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В 1940-х – НАЧАЛЕ 1950-х годов (4 ч)
Тема 5. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны
Мобилизация. Введение военного положения. Формирование добровольческих казачьих соединений. Кубанцы на полях сражений Великой
Отечественной.
Боевые действия на территории Краснодарского края. Бои в районе станиц Кущѐвской, Шкуринской и Канеловской. Оборона Краснодара.
Оккупационный режим. Сторонники «нового порядка». Массовые расстрелы. Душегубки. Борьба с оккупантами. Партизанское движение на
Кубани. Подвиг братьев Игнатовых. Кубанское подполье.
Наступательные операции войск Закавказского, Южного и Северо-Кавказского фронтов. Освобождение Краснодара. Малая Земля (Ц.Л.
Куников). Бои на «Голубой линии». Новороссийско-Таманская операция. Черноморский флот и Азовская военная флотилия. Воздушные сражения (А. И. Покрышкин, Е. А. Жигуленко и др.).
Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков, начало возрождения. Трудовой героизм кубанцев. Суд над изменниками Родины.
Тема 6. Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953)
Восстановление хозяйства Краснодарского края. Трудовые инициативы, социалистическое соревнование. К. А. Борин – Герой Социалистического Труда. Роль МТС в восстановлении и подъѐме сельского хозяйства. Достижения и трудности. Проблемы восстановительного периода: упадок животноводства; нехватка рабочих рук; трудности развития личных подсобных хозяйств (препятствия со стороны властей);
отток населения в города; нехватка жилья. Послевоенные успехи. Восстановление довоенных объѐмов производства промышленной продукции. Новые предприятия: камвольно-суконный комбинат, компрессорный завод (Краснодар). Троллейбусное движение в Краснодаре; трамвайные линии в Новороссийске. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары.
Ужесточение партийно-государственного контроля. Усиление агитационно-пропагандистской работы. Политика «закручивания гаек».
Выборы в местные Советы 1953 г. и их итоги.
Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1941-1953 годах
Патриотическое воспитание населения. Создание фронтовых концертных бригад.
Политика оккупационного режима в области культуры: цели, средства, результаты.
Восстановление деятельности образовательных учреждений и учреждений культуры после изгнания фашистских оккупантов. Оживление
религиозной жизни.

Учѐные Кубани – фронту. Реабилитация раненых, борьба с эпидемиями, участие в преодолении продовольственных трудностей. П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт. Кубанская пресса в военные и послевоенные годы.
Ратный и трудовой подвиг кубанцев в литературе военных и первых послевоенных лет. Фронтовые репортажи К. М. Симонова, публицистика Л. М. Леонова. В. П. Катаев. «Семья Игнатовых»; А. А. Первенцев. «Честь смолоду» и др.
Театрально-концертная жизнь. Самодеятельные коллективы. Г. М. Плотниченко – хормейстер и композитор.
Кинофикация городов и сельских территорий. Съѐмки фильма «Кубанские казаки» в Курганинском районе Краснодарского края.
Восстановление и благоустройство городов. Строительство зданий железнодорожных вокзалов Краснодара, Сочи, Ейска.
Восстановление спортивных сооружений. I летняя спартакиада Кубани (1950). Плавательная эстафета.
Послевоенная повседневность. Общественные настроения. Проблемы населения, пережившего оккупацию. Взаимопомощь как основа
преодоления трудностей.
РАЗДЕЛ КУБАНЬ В 1950-1990-х годах (5 ч)
Тема 8. Политика, экономика, общество
Начало экономических преобразований на Кубани: расширение приусадебных участков, снижение налогов, повышение закупочных цен на
сельскохозяйственную продукцию. Хрущѐвская «оттепель». Развитие внешнеэкономических связей Краснодарского края. Реабилитация репрессированных кубанцев.
Развитие сахарной промышленности. Успехи виноделия. Становление энергетической системы: Белореченская, Краснополянская, Майкопская гидроэлектростанции; Армавирская, Краснодарская теплоэлектроцентрали. Массовое строительство жилья. Курортно-санаторное дело.
Корректировка политического и экономического курсов. Краснодарский совнархоз (Н. К. Байбаков). Хозяйственные «эксперименты» и их
последствия.
Достижения в сельском хозяйстве (Е. А. Светличный, М. И. Клепиков), расширение сельскохозяйственного производства.
Развитие промышленности. Реконструкция старых и строительство новых предприятий. Завод им. Седина в Краснодаре. Краснодарский завод измерительных приборов. Кропоткинский машиностроительный завод. Хлопчатобумажный комбинат (Краснодар). Химические предприятия (Белореченск и Кропоткин). Проблемы отрасли.
Решение о строительстве Краснодарского водохранилища и оросительных систем. Развитие рисоводства. «Миллион тонн кубанского риса». Рисосовхоз «Красноармейский» (А. И. Майстренко).
Застойные явления в экономике и общественной жизни. Снижение производительности труда и замедление темпов роста производства.
Руководители Краснодарского края (С. Ф. Медунов, В. И. Воротников, Г. П.Разумовский).
Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине XX в.
Реформирование школы: возврат к совместному обучению (1954), введение обязательного восьмилетнего (1958) и среднего (1972) образования, «профессионализация». Развитие среднего специального и высшего образования. Преобразование Краснодарского педагогического института в Кубанский университет.
Расширение сети культурно-просветительских учреждений. Строительство дворцов и домов культуры. Народные университеты. Новороссийский планетарий.
Музей Степановых в Тимашевске, мемориальные комплексы на Малой Земле в Новороссийске и на Сопке Героев в Крымском районе.

Дом-музей М. Ю.Лермонтова в Тамани и др.
Кубанские учѐные-селекционеры - М. И. Хаджинов, П. П. Лукьяненко,
В. С. Пустовойт.
Вклад кубанцев в научно-техническое обеспечение космических полетов. Н.Г.Чернышев, Д.И.Козлов. Космонавты-кубанцы (В.В.Горбатко, В.И. Севастьянов и др.)
Новое поколение кубанских литераторов. Творчество В. И. Лихоносова, В. Б. Бакалдина С.Н. Хохлова и др. Развитие адыгейской литературы. Т. М. Керашев, И.Ш. Машбаш.
Teaтральная и музыкальная жизнь. М.А. Куликовский – лауреат
Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского. Фестиваль «Кубанская музыкальная весна». В.Г. Захарченко во главе Кубанского казачьего хора. Композитор Г. Ф. Пономаренко на Кубани. Анна Нетребко – воспитанница хора «Кубанская пионерия».
Создание телецентров. Строительство современных кинотеатров
Творчество кубанских художников А.Е. Глуховцева, Н.П. Евсы, П.С. Калягина, Ф.М. Петуваша и др. Скульптурные работы
И.П.Шмагуна, В.А. Жданова.
Новые выставочные центры на Кубани: картинные галереи в ст. Октябрьской (Красноармейский р-н), ст. Казанской (Кавказский р-н), ст.
Привольной (Каневской р-н) и др.
спорта. Кубанские спортсмены – олимпийские чемпионы и чемпионы мира: Л.И.Брагина, ,В. М Невзоров, В.Д. Гассий, В.Н. Мачуга и дрда
здорового образа жизни.
сталинского классицизма» к «функциональной архитектуре». «Эпоха типовых проектов». Массовая застройка городов Кубани. Благоустройство курортной зоны.
в повседневной жизни населения (улучшение жилищных условий, развитие средств массовой информации и др.). Развитие туризма,
создание условий для детского отдыха. Пионерский лагерь «Орлѐнок».
Тема 10. «Перестройка» на Кубани
Перестроечные процессы на Кубани и их особенности. Руководители Краснодарского края: В. Н. Дьяконов, Н. Д. Егоров, Е. М. Харитонов,
Н. И.Кондратенко.
Проблемы кубанской экономики. Особенности политического сознания кубанцев. Многопартийность и общественные движения в
регионе. Деятельность Краснодарского краевого Совета народных депутатов. Возрождение казачества, Учредительный Всекубзнский съезд.
Кубанская казачья рада (В. П. Громов). Законы «О реабилитации репрессированных народов», «О реабилитации казачества». Учреждение
кубанского парламентаризма, Законодательное Собрание Краснодарского края (А.А Багмут, В.Л. Бекетов).
РАЗДЕЛ IV. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В XXI в. (8 ч)
Тема 11. Краснодарский край – регион добрососедства
Выборы главы администрации Краснодарского края. А.И. Ткачѐв – губернатор Краснодарского края (2001-2015).Наш край, регион
добрососедских отношений между народами. Демографический кризис. Проблемы толерантности. Межконфессиальные отношения.
Политика поликультурности. Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и
правам человека, региональная Общественная палата. Долгосрочная краевая целевая программа «Гармонизация межнациональных отноше-

ний и развитие национальных культур в Краснодарском крае». Фестиваль «Венок дружбы народов Кубани». Фольклорные фестивали как
средство межкультурного диалога.
Тема 12. Особенности географического положения Краснодарского края. Административно-территориальное устройство. Население
Положение края на карте Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического положения. Выход
к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административно-территориальное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения.
Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование
Природные ресурсы Краснодарского края. Проблемы рационального использования ресурсов равнинной части края, предгорий и гор Западного Кавказа. Охрана природных богатств.
Тема 14. Хозяйство Краснодарского края
Формирование новых экономических отношений. Формы собственности. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Краснодарском крае». Отраслевая и территориальная структура хозяйства края. Топливно-энергетический комплекс, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, лѐгкая, пищевая промышленность, производство строительных материалов.
Ведущие промышленные предприятия. Центры нефтепереработки, машиностроения, химической промышленности. Производство строительных материалов. Предприятия пищевой промышленности. Агропромышленный комплекс Кубани. Особенности развития сельского хозяйства. Растениеводство – ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Зерновые и технические культуры, виноградарство, овощеводство и садоводство, субтропические культуры. Животноводство, отраслевой состав. Рыбоводство; проблемы отрасли. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции края на российском и международном рынках.
Транспорт и связь. Виды транспорта. Автомагистрали «Дон», «Кавказ». Аэропорты: Пашковский (Краснодар), Витязево (Анапа), Адлер (Сочи), Геленджик. Морские порты: Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Ейск, Темрюк, Тамань, Сочи, Геленджик, Анапа. Трубопроводный транспорт,
нефтепровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), газопровод «Голубой поток».
Курорты и туризм. Бальнеологические, грязевые, горноклиматические курорты. Краснодарский край – южные ворота России.
Керченский пролив как факторы привлечения инвестиций в экономику края. Проблемы и перспективы социально-экономического развития
региона.
Тема 15. Культурное пространство Краснодарского края в конце XX – начале XXI в.
Региональные законы в области культуры. Центр народной культуры Кубани. Возвращение регалий Кубанского казачьего войска.
Реставрация и строительство культовых сооружений. Войсковой храм Александра Невского в Краснодаре. Восстановление ранее разрушенных памятников.
Изменения в образовательной политике. Появление частных школ и вузов. Казачьи учебные заведения и классы.
Кинофестивали в городах Кубани. «Кинотавр» (Сочи), «Киношок» (Анапа) и др.
Литературная жизнь. Роман В. И. Лихоносова «Наш маленький Париж». Осмысление судеб казачества в романе А. Д. Знаменского «Красные дни». Поэзия И. Ф. Вараввы.
Театрально-концертная жизнь. Творческое объединение «Премьера». Л. Г. Гатов. Кубанский казачий хор и пропаганда народного искусства Кубани.
Кубанские скульпторы А. А. Аполлонов, А. П. Корнаев и др.

Кризисные явления в градостроительной отрасли и их преодоление. Развитие жилищного фонда. Охрана исторических центров городов и
населѐнных пунктов. Модернизация курортной зоны. Реконструкция Сочи.
Курс на возрождение массового спорта. Строительство новых стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов. Зимняя XXII Олимпиада 2014
г. в Сочи - мощный стимул развития физкультуры и спорта в крае.
Эпоха перестройки и 1990-е годы – время стремительного изменения устоявшихся форм повседневного существования людей. Жизнь в
условиях инфляции, тотальной коммерциализации, социального расслоения.
Массовая миграция населения на Кубань. Формирование потребительского поведения. Воздействие электронных СМИ на общество
Заключение (1 ч)
Итоговое повторение и проектная деятельность. Этническая история Кубани. Диалог культур. Дети разных народов, мы мечтою о мире
живѐм Портрет современной Кубани. Кубань - жемчужина, житница и здравница России. Разнообразие природных условий и ресурсов Краснодарского края. Экономический потенциал кубанского региона. Перспективы развития курортной отрасли.
Участие Кубани в российских и международных экономических форумах. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Радушие и гостеприимство – черты характера жителей многонационального региона. Взаимовлияние культур. Боевое братство народов,
населяющих Кубань, в годы Великой Отечественной войны. Подвиг Хусена Андрухаева.
Возвращение казачьих регалий на Кубань – символ возрождения казачества. Участие кубанцев в реализации национальных проектов и
целевых программ («Кубань-Качество» и др.).
РАЗДЕЛ V. Духовные истоки Кубани (4 ЧАСА)
Тема 16. Православные ценности в современном мире. Вызовы современного мира и религия. Понятие духовности. Православные ценности. Вера в жизни современного человека. Смысл жизни в понимании христианина.
Тема 17. Традиционные семейные ценности. Традиционные семейные ценности. Традиции православного воспитания. Понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность», «доброта», «милосердие».
Тема 18. Образовательная и просветительская деятельность РПЦ. Особенности современной образовательной деятельности РПЦ.
Основы социальной концепции РПЦ. Просветительская деятельность Кубанской митрополии в настоящее время.
Тема 19. История религиозного образования в России и на Кубани. История религиозного образования в России и на Кубани. Новомученики Кубани. Жития священномучеников Михаила Лекторского, Иоанна Яковлева, Григория Конокотина, Андрея Ковалева, Григория
Троицкого. Икона «Новомученики и исповедники Кубанские»
11 КЛАСС (34 ч)
Введение (1 ч)
Национальный идеал и ценности. Мы – россияне. Кубань – неотъемлемая часть России. Единство людей и территории. Регионализация как глобальная тенденция современности. Общая характеристика отношений «центр – регионы» в современной России. Краснодарский
край и другие субъекты РФ: общее и особенное. Системообразующие факторы регионального социума. Социальные аспекты формирования
региональной идентичности.
РАЗДЕЛ I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ КУБАНОВЕДЕНИЯ (3 ч)
Тема 1. Проектная деятельность. Виды учебных проектов

Проектирование как поиск решения проблем регионального социума. Особенности подготовки проектов по курсу кубановедения. Формулировка целей проекта, способствующих инновационному развитию Краснодарского края. Виды учебных проектов (информационные, исследовательские, социальные).
Тема 2. Представление результатов проектной деятельности
Основные формы презентации проектной деятельности: доклад, аналитическая записка, портфолио, презентация. Структура и правила
оформления доклада о результатах проектной деятельности. Особенности создания аналитической записки. Принципы составления портфолио и его основные разделы. Создание презентаций по итогам проектной деятельности.
Способы оценки результатов проектной деятельности. Продвижение результатов проектной деятельности в информационной среде Кубани.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ (4 ч)
Тема 3. Природный капитал как основа устойчивого развития экономики региона
Эколого-экономические основы устойчивого развития региональной экономики. Роль природных факторов в социально-экономическом
развитии региона. Региональные экологические проблемы. Законодательные и административно-контрольные механизмы регионального
природопользования и охраны окружающей среды. «Зелѐная» экономика как фактор модернизации и снижения рисков экономического развития региона.
Тема 4. Экономика Краснодарского края в структуре хозяйства Российской Федерации
Диверсифицированный характер экономики края и основные отрасли хозяйства. Региональные макроэкономические показатели. Развитие
предпринимательства на Кубани. Малый бизнес. Меры государственной поддержки предпринимательства. Региональный рынок труда и его
особенности. Уровень жизни населения региона. Доходы и потребление кубанцев на фоне общероссийских тенденций.
Тема 5. Налоги, бюджет и финансовые институты
Налоги и их роль в экономике. Региональные и местные налоги. Структура и порядок формирования бюджета края и местных бюджетов. Основные источники доходов и направления расходования средств краевого и местных бюджетов. Производство общественных благ. Основные финансовые институты, банковская система региона. Формирование финансовой грамотности молодѐжи.
Тема 6. Краснодарский край в системе межрегиональных экономических связей и внешнеэкономических отношений
Межрегиональные и международные отношения региона. Экономические связи с российскими регионами. Международные мероприятия,
проходящие на территории Краснодарского края. Правовое регулирование международных внешнеэкономических связей Краснодарского
края. Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной привлекательности региона. Участие региона в выставках
и инвестиционных форумах. Основные внешнеэкономические партнѐры края. Международное сотрудничество и реализованные проекты.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)
РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КУБАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (4 ч)
Тема 7. Социальная стратификация и мобильность на общероссийском и региональном уровнях
Социальная дифференциация, социальное неравенство на Кубани и в России. Общероссийский и региональный профили социальной
стратификации. Региональная специфика социально-экономической дифференциации. Неравенство доходов населения в субъектах РФ. Социальная мобильность в регионе. Миграционные процессы на территории Краснодарского края.
Тема 8. Специфика межнациональных отношений на Кубани

Этносоциальные общности России и Краснодарского края. Этно-демографическое многообразие региона. Этнические группы, этнические
меньшинства в Краснодарском крае. Национально-культурные автономии, национально-культурные объединения. Основные тенденции в
развитии межнациональных отношений на территории Кубани. Этносоциальные конфликты: региональная специфика. Национальная политика в регионе как в субъекте РФ. Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае.
Тема 9. Семья и брак: региональный аспект
Демографическая ситуация в крае на фоне общероссийских тенденций: численность населения, показатели рождаемости и продолжительности жизни, число браков и разводов. Региональные особенности в развитии семейных отношений. Семья и брак в представлениях кубанских жителей - по результатам социологических опросов. Реализация государственной семейной политики на территории Краснодарского
края: органы управления, программы и мероприятия.
Тема 10. Кубанская молодѐжь как социальная группа
Социально-демографические характеристики молодѐжи Краснодарского края в общероссийском контексте: численность, возрастная
структура, этнический состав, уровень образования, социальная активность. Динамика ценностных ориентации кубанской молодѐжи. Региональные особенности молодѐжного рынка труда. Кубанская молодѐжь в сфере труда и занятости. Цифровая грамотность молодѐжи в современной России: межрегиональные сравнения. Досуг в молодѐжной среде. Молодѐжные субкультуры как неформальный институт социализации в молодѐжных сообществах. Реализация государственной молодѐжной политики в Краснодарском крае.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)
РАЗДЕЛ IV. КУБАНЬ СЕГОДНЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАКУРС (4 ч)
Тема 11. Государственная власть и местное самоуправление
Система органов государственной власти в Краснодарском крае. Правовые основы функционирования и полномочия органов государственной власти в регионе. Законодательное Собрание Краснодарского края, правовой статус его депутатов. Глава администрации (губернатор) края. Администрация Краснодарского края. Функции и задачи органов исполнительной власти в крае, их взаимодействие и координация деятельности с федеральными органами государственной власти. Судебная власть в крае. Организация местного самоуправления в регионе: структура и особенности в общероссийском контексте. Территориальная и экономическая основы местного самоуправления в Краснодарском крае. Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса в регионе.
Тема 12. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации
Краснодарский край как субъект Российской Федерации: конституционно-правовая характеристика. Территория края, порядок изменения границ. Административно-территориальное деление. Символика Краснодарского края: гимн, герб, флаг. Система региональных нормативных правовых актов. Устав Краснодарского края – важнейший нормативный правовой акт, принимаемый на региональном уровне. Законы Краснодарского края. Субъекты законодательной инициативы. Понятие и стадии законодательного процесса в Краснодарском крае.
Подзаконные акты
Тема 13. Структура гражданского общества
Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность региональных отделений политических партий и общественных организаций в общероссийском контексте. Общественная палата Краснодарского края и еѐ деятельность.
Правозащитные и экологические организации. Молодѐжные организации, движение волонтѐров. Молодѐжные советы при органах государственной и муниципальной власти. Молодѐжь как субъект реализации молодѐжной политики в Краснодарском крае.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

РАЗДЕЛ V. КУБАНЬ – КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЮГА РОССИИ (6 ч)
Тема 14. Духовная культура Кубани
Историко-культурное наследие Кубани. Национальные культуры региона. Специфика региональной идентичности. Кубанское казачество,
его этнокультурные традиции и роль в общественной жизни. Современные тенденции в духовной жизни кубанцев. Роль и значение духовной культуры Кубани в жизни нашей страны и в мире.
Тема 15. Система образования
Дошкольное образование на Кубани. Общее и профессиональное образование. Культурная функция библиотек и школ. Казачьи традиции и
воспитательные функции современных школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани. Основные научные школы. Университеты и научные центры. Привлекательность Кубани как пространства образовательных и профессиональных траекторий. Межрегиональное и международное сотрудничество образовательных организаций Кубани.
Международные связи кубанских вузов и экспорт образовательных услуг. Оценка эффективности кубанских вузов российскими и международными рейтинговыми агентствами.
Тема 16. Конфессиональное многообразие региона
Кубань – многонациональный и поликонфессиональный край. Современная религиозная ситуация в Краснодарском крае. Религии и храмы на Кубани. Кубань - центр православия на Юге России. Молодѐжь и религия. Религиозное образование в регионе: формы и правовые рамки.
Тема 17. Культурное достояние Краснодарского края
Учреждения культуры. Театры и выставки. Уникальные музейные собрания. Архивы Кубани. Коллективы народного творчества. Выдающиеся деятели культуры. Изобразительное искусство и литература Кубани. Векторы развития современного искусства Кубани. Особенности
региональной культурной политики.
Итоговое повторение и проектная деятельность (1ч)
Заключение. Кубань многонациональный край (3 часа)
Современные тенденции развития региона. Связь поколений и времѐн. Активная жизненная позиция кубанской молодѐжи как фактор реализации
региональных
целевых
программ
и
проектов.
Многообразие
культуры
как
фактор
единства народов. Культура межнационального общения.
РАЗДЕЛ VI. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 ЧАСА)
Тема 18. Православные ценности в современном мире. Духовно-нравственные ценности в жизни человека и общества. Понятие духовности. Православные ценности. Вера в жизни современного человека. Смысл жизни в понимании христианина.
Тема 19. Свобода истинная и мнимая. Традиционные семейные ценности. Традиции православного воспитания. Понятия «любовь»,
«вера», «надежда», «верность», «доброта», «милосердие». Свобода истинная и мнимая.
Тема 20. Духовно-нравственные основы культуры современного казачества. Духовные основы казачьей культуры. Православие в
жизни кубанских казаков.
Тема 21. Особенности духовной жизни современной Кубани. Духовные ценности – основа консолидации общества. Религиозное
просвещение на Кубани. Основы социальной концепции РПЦ. Строительство новых храмов


Наверх

Контрольное блюдо "Завтрак"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».