Белозеров а Юлия Алексеевн а Подписан: Белозерова Юлия Алексеевна DN: ИНН=235208199269, СНИЛС=02079063228, E=cumtbo_temruk@mail.ru, C=RU, S=Краснодарский край, L=Пересыпь, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН, G=Юлия Алексеевна, SN=Белозерова, CN=Белозерова Юлия Алексеевна Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2021.11.02 14:22:43+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Муниципальное образование Темрюкский район, пос. Пересыпь Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 муниципального образования Темрюкский район УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 22 МО Темрюкский район от 31 августа 2021 года протокол № 1 Председатель ________ Ю.А. Белозерова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По родному русскому языку Уровень образования (класс) начальное, 1-4 классы Количество часов 28 Учитель Банникова Елена Михайловна Программа разработана в соответствии: федерального государственного стандарта начального общего образования. С учетом примерной основной образовательной программой основного начального общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) С учетом письма ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края от 02.07.2021 г. № 0120/3258 «О рекомендациях по организации изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного, в 2021-2022 учебном году». 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1-2 .Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине —России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; 3.Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; 4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7.Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; 8. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. ЛИЧНОСТНЫЕ: ● осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; ● осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; ● осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; ● распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); ● обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: ● понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для её решения; ● планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей; ● решать проблемы творческого и поискового характера; ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Познавательные Учащиеся научатся: ● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; ● находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя); ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; ● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные Учащиеся научатся: ● слушать собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ● оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема; ● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач; ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся в конце первого года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся: ● отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в заставке текста (книги) ● распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; ● использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; ● составлять «Словарь в картинках» ● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся: ● составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове ● произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); ● различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся: ● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; ● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; слове; ● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; ● владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; ● анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. Обучающиеся получат возможность научиться: ● с помощью учителя доказывать и подтверждать ● сравнивать, сопоставлять, делать элементарный три существенных признака под руководством учителя; ● отличать прозаический текст от поэтического; ● распознавать особенности построения фольклорных ● использовать с помощью учителя учебные толковые значения слова. фактами (из текста) собственное суждение; анализ различных текстов, выделяя два- форм (сказки, загадки, пословицы); словари для определения лексического Учащиеся в конце второго года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся: ● распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; ● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; ● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся: ● произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); ● осознавать смыслоразличительную роль ударения; ● пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся: ● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; ● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; ● использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; ● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; Обучающиеся получат возможность научиться: ● проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; ● владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; ● создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; ● создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках. Учащиеся в конце третьего года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся: ● распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; ● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся: ● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; ● пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; ● пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся: ● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; ● использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; ● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; ● анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; ● создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; Обучающиеся получат возможность научиться: ● владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; ● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; ● оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; ● соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; ● приводить объяснения заголовка текста. В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» учащиеся научатся: распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); ● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; ● использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; ● ● ● ● ● ● ● ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова; ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста; Выпускник получит возможность научиться: ● понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; ● проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; ● заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; ● оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; ● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 1 класс (7 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа) Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок». Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Особенности фольклорного текста. Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание: «Словарь в картинках». Раздел 2. Язык в действии (1 час) Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа) Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. 2 класс (7 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа) Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Проектное задание: «Почему это так называется?». Раздел 2. Язык в действии (2 часа) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа) Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. 3 класс (7 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа) Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры, занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). Раздел 2. Язык в действии (2 часа) Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа) Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). 4 класс (7 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч) Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов». Раздел 2. Язык в действии (2 ч) Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Раздел 3. Секреты речи и текста (3) Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 1 класс (7 часов) Основные направления воспитательной деятельности 5 Раздел Кол-во часов Темы Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 1. Русский язык: прошлое и настоящее 4 Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок» Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта 1 Отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в заставке текста (книги) Распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; Имена в фольклора жанрах 1 использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; 2 Проектное задание: «Словарь в картинках» 1 6, 7 1 Смыслоразличительная роль ударения 1 2 Стандартные обороты для участия в диалоге составлять «Словарь в картинках» понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; Составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове; произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове; различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Раздел 2. Язык в действии Раздел 3. Секреты речи и текста малых речи 1 1 Цели и виды вопросов 1 Итого 7 5, 3 5, 7 1,2 4 2класс (7 часов) Раздел Кол-во часов Темы Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 1. Русский язык: прошлое и настоящее 2 Слова, называющие игры, забавы, игрушки; предметы традиционного русского быта 1 Проектное задание: «Почему это так называется?» Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов 1 Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Умение проектировать и работать самостоятельно Совершенствование орфографических навыков 1 Связь 1 Раздел 2. Язык в действии Раздел 3. Секреты речи и текста 2 3 предложений в тексте 1 Создание текстов-повествований 1 Развёрнутое толкование значения слова 1 Итого 7 Основные направления воспитательной деятельности 5,3 2,7 Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. 6, 4 Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. 1,2 Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. 1,8 4 3,5 3 класс (7 часов) Раздел Кол-во часов Темы Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 1. Русский язык: 2 Слова, называющие природные явления и растения предметы и 1 Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие Основные направления воспитательной деятельности 5,8 прошлое и настоящее Раздел 2. Язык в действии Раздел 3. Секреты речи и текста явления традиционной русской культуры, занятия людей. 2 3 предметы и явления традиционной русской культуры, занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии». Для чего нужны суффиксы? 1 Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). 2,3 1 Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). 5, 4 Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? 1 1,7 Создание текстов-повествований. 1 Создание текстов-рассуждений. 1 Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов. 1 Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). 3,5 Итого 7 6,5 4,3 4 класс (7 часов) Раздел Кол-во часов Темы Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 1. Русский язык: прошлое и настоящее 2 Пословицы, поговорки и фразеологизмы из разных языков. 1 Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Основные направления воспитательной деятельности 5,2 Раздел 2. Язык в действии Раздел 3. Секреты речи и текста 2 3 Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов». Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). 4,3 1 Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. 6,5 Пересказ текста с изменением лица. 1 4,3 Проектное задание: “Пишем разные тексты об одном и том же”. 1 Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Итого 7 Проектные задания, предполагающие работу с толковым словарем. 1 Учимся образовывать глаголы 1 Как и когда появились знаки препинания? 1 Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 22 МО Темрюкский район от ________ №_____ ______ / ___._ ( подпись) 1, 8 5,7 3,5 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ / Шаповал Г.В. «__30__» __августа_ 2021 г. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)