Муниципальное образование Темрюкский район, пос. Пересыпь Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 муниципального образования Темрюкский район УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 22 МО Темрюкский район от 31 августа 2021 года протокол № 1 Председатель ________ Ю.А. Белозерова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По литературное чтение на родном языке (русском) Уровень образования (класс) начальное общее, 1-4 классы Количество часов 28 Учитель Зимина Раиса Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 22 Программа разработана в соответствии: федерального государственного стандарта начального общего образования. Одобренной решением Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Института развития образования» (протокол от 2 июля 2021 г. № 01-20/3258) 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ 1.2.Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 3. Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 4. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. 5. Ценности научного познания: — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса к творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; — понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора. 6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 7. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 8. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: ● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● Познавательные Учащиеся научатся: различным способам решения проблем творческого и поискового характера; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; Коммуникативные Учащиеся научатся: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Обучающиеся получат возможность научиться: выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах; знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями; внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. ПРЕДМЕТНЫЕ К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста; читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору. Обучающийся получит возможность научиться: создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения. К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг чтения. Обучающийся получит возможность научиться: соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц. К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; ● передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); ● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: ● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; ● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; К концу четвертого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ● осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации; ● определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); ● составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); ● самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; ● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: ● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; ● писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; ● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» В 1-4 классах в соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» (русском) изучается в объеме 0,2 часа в неделю (7 часов в год). Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения. Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека. Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов. Говорение (культура речевого общения) Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся. Письмо (культура письменной речи) Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях. Библиографическая культура Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре. Круг чтения Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи. Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений) Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» 1 Класс (7 ч) Раздел Мир детства Россия Родина моя 2 Класс (7 ч) Раздел Мир детства Кол-во часов Темы Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 4 Не красна книга письмом, красна умом 1 Без друга в жизни туго 1 Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный 1 Необычное в обычном 1 С чего начинается Родина? 1 К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста; ● читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору. Обучающийся получит возможность научиться: создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения. С чего начинается Родина? 1 Сколько же в небе всего происходит 1 итого 7 Кол-во часов Темы Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитатель ной деятельност и 4 Не торопись слушать 1 К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; 3,4 3 отвечать, торопись Как аукнется, так и откликнется 1 Основные направления воспитатель ной деятельност и 3,4 1,2,3 3,5,6 3,5 2,3 2,3,4,8 1,2,3,6 Россия — Родина моя 3 Семья крепка ладом 1 Мечты, зовущие ввысь 1 Люди земли русской 1 Хорош праздник праведных 3 Класс (7 ч) Раздел Мир детства Кол-во часов после 3,5,7,2 3,5 1,2,3 1 К зелёным далям с детства взор приучен 1 итог 7 Темы Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитатель ной деятельност и 1 К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ● осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; ● осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры; ● давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении 3,4 4 3 владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг чтения. Обучающийся получит возможность научиться: ● соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; ● пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц. трудов Пишут не пером, а умом Россия — Родина моя Жизнь дана на добрые дела 1 В дружной семье и в холод тепло 1 Детские фантазии 1 Люди земли русской 1 2,3,4 3,4,8 1,2,3,6 3,5,7,2 3,5 1,2,3 4 Класс (7 ч) Раздел Мир детства Россия — Родина моя прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; ● передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); ● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: ● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; 2,3,4 Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитатель ной деятельност и Испокон века книга растит человека 1 3,4 Скромность красит человека 1 Такое разное детство 1 Придуманные миры и страны 1 Люди земли русской 1 Широка страна моя родная 1 К концу четвертого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ● осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации; ● определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); ● составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); ● самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; ● пользоваться справочными источниками для понимания и получения Всякая душа празднику рада 1 Неразгаданная тайна — в чащах леса… 1 итог 7 Кол-во часов Темы 4 3 3,4,8 1,2,3,6 3,5,7,2 3,5 1,2,3 2,3,4 Под дыханьем непогоды 1 итог 7 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественных и общественных наук МБОУ СОШ № 22 МО Темрюкский район от ________ №_____ ______ / ___Суслова Т. И._ ( подпись) дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: ● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; ● писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; ● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________ / Шаповал Г.В. «__30__» __августа_ 2021 г. 3,4,8 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)