Литературное чтение на родном языке (русском)

Муниципальное образование Темрюкский район, пос. Пересыпь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
муниципального образования Темрюкский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 22 МО Темрюкский район
от 31 августа 2021 года протокол № 1
Председатель ________ Ю.А. Белозерова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературное чтение на родном языке (русском)
Уровень образования (класс) начальное общее, 1-4 классы
Количество часов 28
Учитель Зимина Раиса Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 22
Программа разработана в соответствии: федерального государственного стандарта начального общего образования.
Одобренной
решением
Государственного
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
профессионального образования «Института развития образования» (протокол от 2 июля 2021 г. № 01-20/3258)

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
1.2.Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине
— России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого
и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
3. Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви,
доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
4. Эстетическое воспитание:
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
— проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.
5. Ценности научного познания:
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса к творчеству писателей, создателей
произведений словесного искусства;
— понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
7. Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
8. Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

●
●

●
●
●
●
●
●

●
●
●






●
●
●
●
●
●

Познавательные
Учащиеся научатся:
различным способам решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
знакомиться
с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
ПРЕДМЕТНЫЕ
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации
художественных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

●

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
● передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
К концу четвертого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
● осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
● определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого);
● составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
● самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
● писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
В 1-4 классах в соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» (русском) изучается в объеме 0,2 часа в неделю (7
часов в год).
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на
вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов
художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном
пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта,

бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности:
лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя
русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические
представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в
русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с
опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.
Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы,
отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные
произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках,
полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и
поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их
значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и
письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к
произведению, на репродукции картин русских художников.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
1 Класс (7 ч)
Раздел

Мир детства

Россия
Родина моя

2 Класс (7 ч)
Раздел

Мир детства

Кол-во
часов

Темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)

4

Не красна книга письмом, красна умом

1

Без друга в жизни туго

1

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто
честный

1

Необычное в обычном

1

С чего начинается Родина?

1

К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами
интерпретации художественных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста;
● читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
 создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по
содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.

С чего начинается Родина?

1

Сколько же в небе всего происходит

1

итого

7

Кол-во
часов

Темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

4

Не торопись
слушать

1

К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
соотносить поступки героев с нравственными нормами;

3,4

3

отвечать,

торопись

Как аукнется, так и откликнется

1

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
3,4

1,2,3
3,5,6
3,5
2,3
2,3,4,8

1,2,3,6

Россия
—
Родина моя

3

Семья крепка ладом

1

Мечты, зовущие ввысь

1

Люди земли русской

1

Хорош
праздник
праведных

3 Класс (7 ч)
Раздел

Мир детства

Кол-во
часов

после

3,5,7,2
3,5

1,2,3

1

К зелёным далям с детства взор
приучен

1

итог

7

Темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

1

К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
● осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
● осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира,
национальной истории и культуры;
● давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации и анализа художественных,
научно-популярных и учебных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении

3,4

4

3

владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации художественных и учебных
текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг
чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
● соотносить
впечатления
от
прочитанных
(прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
● пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц.

трудов

Пишут не пером, а умом

Россия
—
Родина моя



Жизнь дана на добрые дела

1

В дружной семье и в холод тепло

1

Детские фантазии

1

Люди земли русской

1

2,3,4
3,4,8

1,2,3,6
3,5,7,2
3,5

1,2,3

4 Класс (7 ч)
Раздел

Мир детства

Россия
—
Родина моя

прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст;
● передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов
искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;

2,3,4

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Испокон века книга растит человека

1

3,4

Скромность красит человека

1

Такое разное детство

1

Придуманные миры и страны

1

Люди земли русской

1

Широка страна моя родная

1

К концу четвертого года изучения учебного предмета «Литературное чтение
на родном (русском) языке» обучающийся научится:
● осознавать значимость чтения русской литературы для личного
развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
● определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого);
● составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
● самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения;
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения

Всякая душа празднику рада

1

Неразгаданная тайна — в чащах леса…

1

итог

7

Кол-во
часов

Темы

4

3

3,4,8

1,2,3,6
3,5,7,2
3,5

1,2,3

2,3,4

Под дыханьем непогоды

1

итог

7

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей естественных
и общественных наук
МБОУ СОШ № 22
МО Темрюкский район
от ________ №_____
______ / ___Суслова Т. И._
( подпись)

дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов
искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
● писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских
аннотации или отзыва;
● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ / Шаповал Г.В.

«__30__» __августа_ 2021 г.

3,4,8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Контрольное блюдо "Завтрак"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».