Белозеров
а Юлия
Алексеевн
а
Подписан: Белозерова Юлия Алексеевна
DN: ИНН=235208199269,
СНИЛС=02079063228,
E=cumtbo_temruk@mail.ru, C=RU,
S=Краснодарский край, L=Пересыпь,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 22 МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН,
G=Юлия Алексеевна, SN=Белозерова,
CN=Белозерова Юлия Алексеевна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.11.02 14:22:43+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
Муниципальное образование Темрюкский район, пос. Пересыпь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
муниципального образования Темрюкский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 22 МО Темрюкский район
от 31 августа 2021 года протокол № 1
Председатель ________ Ю.А. Белозерова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По родному русскому языку
Уровень образования (класс) начальное, 1-4 классы
Количество часов 28
Учитель Банникова Елена Михайловна
Программа разработана в соответствии: федерального государственного стандарта начального общего
образования.
С учетом примерной основной образовательной программой основного начального общего образования
(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
8 апреля 2015 г. № 1/15)
С учетом письма ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края от 02.07.2021 г. № 0120/3258 «О рекомендациях по организации изучения родных языков из числа языков народов Российской
Федерации, в том числе русского как родного, в 2021-2022 учебном году».
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1-2 .Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине —России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
3.Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7.Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
8. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
● осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
● осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
● осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
● распознавание
слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова,
обозначающие предметы и
явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
● обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения
родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
● понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться
в учебном материале, содержащем средства для её решения;
● планировать
учебные действия (2-3 шага) в соответствии
с поставленной задачей;
● решать проблемы творческого и поискового характера;
● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;
● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже
в ситуациях неуспеха;
● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами.
Познавательные
Учащиеся научатся:
● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
● находить значения отдельных слов в толковом
словаре (под руководством учителя);
● делать
выводы в результате совместной работы класса и учителя;
● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет);
● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать
небольшие
тексты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
● слушать
собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения
и права каждого иметь свою;
● оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема;
● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий)
для решения коммуникативных и познавательных задач;
● вести
диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении прослушанного, прочитанного
произведения
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся в конце первого года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое
и настоящее» научатся:
● отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в заставке текста
(книги)
● распознавать
слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать
значение устаревших слов по указанной тематике;
● использовать
словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
● составлять «Словарь в картинках»
● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
● составлять звуковые модели слов с постановкой
ударения в слове
● произносить
слова с правильным ударением (в рамках изученного);
● различать изменение смысла слова в зависимости от
места
ударения
в
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
● владеть
правилами корректного речевого поведения
в ходе диалога;
слове;
● использовать
в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации общения;
● владеть
различными приемами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об
истории языка и культуре
русского народа;
● анализировать
информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее
существенные факты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
● с
помощью учителя доказывать и подтверждать
● сравнивать,
сопоставлять, делать элементарный
три существенных признака под руководством учителя;
● отличать прозаический текст от поэтического;
● распознавать
особенности построения фольклорных
● использовать
с помощью учителя учебные толковые
значения слова.
фактами (из текста) собственное суждение;
анализ различных текстов, выделяя
два-
форм (сказки, загадки, пословицы);
словари
для
определения
лексического
Учащиеся в конце второго года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое
и настоящее» научатся:
● распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя
утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
● произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
● осознавать смыслоразличительную роль ударения;
● пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
● использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
● проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
● владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
● создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
● создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
Учащиеся в конце третьего года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое
и настоящее» научатся:
● распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и
растения;
● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение
фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной действительности;
● пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
● пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
● использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации общения;
● анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от
второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между
фактами;
● создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
● владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и о культуре русского народа;
● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной
передачи смысла;
● оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
● соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные
отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
● приводить объяснения заголовка текста.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка при реализации содержательной линии
«Русский язык: прошлое и настоящее» учащиеся научатся:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей;
родственными отношениями);
● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
● использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
●
●
●
●
●
●
●
●
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной действительности;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением
согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением
координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме
прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными
толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от
второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между
фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в
мастер-классах, связанных с народными промыслами;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные
отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста;
Выпускник получит возможность научиться:
● понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
● проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
● заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица
единственного числа настоящего и будущего времени;
● оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной
передачи смысла.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
1 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)
Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Особенности оформления книг в
Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Слова,
обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Особенности фольклорного текста.
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (1 час)
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Соблюдение орфоэпических норм и
правильной интонации.
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа)
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как
правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления
товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
2 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия
труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова,
называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач,
коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались
дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (2 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении
слов в речи).
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных
праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
3 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега;
названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры, занятия людей
(например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии»
(приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (2 часа)
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как
специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик,
зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён
существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа (в рамках изученного).
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)
Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с
использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Языковые особенности текстов
фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.).
4 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч)
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей,
с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и
т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков,
имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска
информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном
толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (2 ч)
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени
глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Раздел 3. Секреты речи и текста (3)
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или
прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью
совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
1 класс (7 часов)
Основные
направления
воспитательной
деятельности
5
Раздел
Кол-во
часов
Темы
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
1. Русский
язык:
прошлое и
настоящее
4
Практическая
работа:
«Оформление буквиц и заставок»
Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта
1
Отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в
заставке текста (книги)
Распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта
(дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
Имена
в
фольклора
жанрах
1
использовать словарные статьи учебника для определения лексического
значения слова;
2
Проектное задание: «Словарь в
картинках»
1
6, 7
1
Смыслоразличительная роль
ударения
1
2
Стандартные
обороты
для участия в диалоге
составлять «Словарь в картинках»
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами;
Составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); различать
изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять
в нем наиболее существенные факты.
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое
содержание). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на
вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять
ответы по ходу беседы, используя текст.
Раздел 2.
Язык в
действии
Раздел 3.
Секреты речи
и текста
малых
речи
1
1
Цели и виды вопросов
1
Итого
7
5, 3
5, 7
1,2
4
2класс (7 часов)
Раздел
Кол-во
часов
Темы
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
1. Русский
язык:
прошлое и
настоящее
2
Слова, называющие игры, забавы,
игрушки; предметы
традиционного русского быта
1
Проектное задание: «Почему это
так называется?»
Разные
способы
толкования
значения слов. Наблюдение за
сочетаемостью слов
1
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,
салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы
традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и
орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето,
веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину
(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач,
коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова,
называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Умение проектировать и работать самостоятельно
Совершенствование
орфографических навыков
1
Связь
1
Раздел 2.
Язык в
действии
Раздел 3.
Секреты речи
и текста
2
3
предложений в тексте
1
Создание текстов-повествований
1
Развёрнутое толкование значения
слова
1
Итого
7
Основные
направления
воспитательной
деятельности
5,3
2,7
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью
слов.
Совершенствование орфографических навыков.
6, 4
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание
текстов-повествований:
заметки
о
посещении
музеев;
повествование об участии в народных праздниках.
1,2
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
1,8
4
3,5
3 класс (7 часов)
Раздел
Кол-во
часов
Темы
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
1. Русский
язык:
2
Слова, называющие природные
явления и растения предметы и
1
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные
названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие
Основные
направления
воспитательной
деятельности
5,8
прошлое и
настоящее
Раздел 2.
Язык в
действии
Раздел 3.
Секреты речи
и текста
явления традиционной русской
культуры, занятия людей.
2
3
предметы и явления традиционной русской культуры, занятия людей
(например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Проектное задание: «Откуда в
русском языке эта фамилия»;
«История
моего
имени
и
фамилии».
Для чего нужны суффиксы?
1
Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего
имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов).
2,3
1
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки
значения и различную оценку, как специфика русского языка (например,
книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик,
зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
5, 4
Какие особенности рода имён
существительных есть в русском
языке?
1
1,7
Создание текстов-повествований.
1
Создание текстов-рассуждений.
1
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории
рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только
форму единственного или только форму множественного числа (в рамках
изученного).
Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о
путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).
Языковые особенности текстов
фольклора и художественных
текстов.
1
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц,
притч и т. п.).
3,5
Итого
7
6,5
4,3
4 класс (7 часов)
Раздел
Кол-во
часов
Темы
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
1. Русский
язык:
прошлое и
настоящее
2
Пословицы,
поговорки
и
фразеологизмы из разных языков.
1
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями
(например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Основные
направления
воспитательной
деятельности
5,2
Раздел 2.
Язык в
действии
Раздел 3.
Секреты речи
и текста
2
3
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке»
(приобретение опыта поиска информации о происхождении слов);
«Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом
словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
4,3
1
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
6,5
Пересказ текста с изменением
лица.
1
4,3
Проектное задание: “Пишем
разные тексты об одном и том
же”.
1
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением
лица.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование
предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного
текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе
редактирования текста.
Итого
7
Проектные задания,
предполагающие работу с
толковым словарем.
1
Учимся образовывать глаголы
1
Как и когда появились знаки
препинания?
1
Учимся передавать в заголовке
тему и основную мысль текста
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 22
МО Темрюкский район
от ________ №_____
______ / ___._
( подпись)
1, 8
5,7
3,5
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ / Шаповал Г.В.
«__30__» __августа_ 2021 г.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)