программа 2 Родной язык (русский) 1-4кл

Белозеров
а Юлия
Алексеевн
а

Подписан: Белозерова Юлия Алексеевна
DN: ИНН=235208199269,
СНИЛС=02079063228,
E=cumtbo_temruk@mail.ru, C=RU,
S=Краснодарский край, L=Пересыпь,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 22 МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН,
G=Юлия Алексеевна, SN=Белозерова,
CN=Белозерова Юлия Алексеевна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.11.02 14:22:43+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Муниципальное образование Темрюкский район, пос. Пересыпь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
муниципального образования Темрюкский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 22 МО Темрюкский район
от 31 августа 2021 года протокол № 1
Председатель ________ Ю.А. Белозерова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По родному русскому языку
Уровень образования (класс) начальное, 1-4 классы
Количество часов 28
Учитель Банникова Елена Михайловна

Программа разработана в соответствии: федерального государственного стандарта начального общего
образования.
С учетом примерной основной образовательной программой основного начального общего образования
(одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
8 апреля 2015 г. № 1/15)
С учетом письма ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края от 02.07.2021 г. № 0120/3258 «О рекомендациях по организации изучения родных языков из числа языков народов Российской
Федерации, в том числе русского как родного, в 2021-2022 учебном году».

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1-2 .Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине —России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
3.Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7.Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
8. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
● осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
● осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
● осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
● распознавание
слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова,
обозначающие предметы и
явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
● обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения
родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как

развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
● понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться
в учебном материале, содержащем средства для её решения;
● планировать
учебные действия (2-3 шага) в соответствии
с поставленной задачей;
● решать проблемы творческого и поискового характера;
● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;
● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже
в ситуациях неуспеха;
● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами.
Познавательные
Учащиеся научатся:
● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
● находить значения отдельных слов в толковом
словаре (под руководством учителя);
● делать
выводы в результате совместной работы класса и учителя;
● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет);
● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать
небольшие
тексты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:

● слушать
собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения
и права каждого иметь свою;
● оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема;
● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий)
для решения коммуникативных и познавательных задач;
● вести
диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении прослушанного, прочитанного
произведения
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся в конце первого года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое
и настоящее» научатся:
● отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в заставке текста
(книги)
● распознавать
слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать
значение устаревших слов по указанной тематике;
● использовать
словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
● составлять «Словарь в картинках»
● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
● составлять звуковые модели слов с постановкой
ударения в слове
● произносить
слова с правильным ударением (в рамках изученного);
● различать изменение смысла слова в зависимости от
места

ударения

в

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
● владеть
правилами корректного речевого поведения
в ходе диалога;

слове;

● использовать
в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации общения;
● владеть
различными приемами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об
истории языка и культуре
русского народа;
● анализировать
информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее
существенные факты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
● с
помощью учителя доказывать и подтверждать
● сравнивать,
сопоставлять, делать элементарный
три существенных признака под руководством учителя;
● отличать прозаический текст от поэтического;
● распознавать
особенности построения фольклорных
● использовать
с помощью учителя учебные толковые
значения слова.

фактами (из текста) собственное суждение;
анализ различных текстов, выделяя
два-

форм (сказки, загадки, пословицы);
словари
для
определения
лексического

Учащиеся в конце второго года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое
и настоящее» научатся:
● распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя
утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
● произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
● осознавать смыслоразличительную роль ударения;
● пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
● использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
● проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
● владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
● создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
● создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
Учащиеся в конце третьего года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое
и настоящее» научатся:
● распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и
растения;
● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение
фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной действительности;
● пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
● пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
● использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации общения;
● анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от
второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между
фактами;
● создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
● владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и о культуре русского народа;
● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной
передачи смысла;
● оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
● соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные
отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

● приводить объяснения заголовка текста.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка при реализации содержательной линии
«Русский язык: прошлое и настоящее» учащиеся научатся:
 распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей;
родственными отношениями);
● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
● использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;

●
●
●
●
●

●
●
●

при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной действительности;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением
согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением
координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме
прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными
толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

●
●
●
●
●
●

●
●
●
●
●

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от
второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между
фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в
мастер-классах, связанных с народными промыслами;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные
отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста;

Выпускник получит возможность научиться:
● понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
● проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
● заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица
единственного числа настоящего и будущего времени;

● оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной
передачи смысла.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
1 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)
Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Особенности оформления книг в
Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Слова,
обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Особенности фольклорного текста.
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (1 час)
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Соблюдение орфоэпических норм и
правильной интонации.
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа)
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как
правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления
товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

2 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия
труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова,
называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач,
коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались
дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (2 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении
слов в речи).
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных
праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
3 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега;
названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры, занятия людей
(например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии»
(приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (2 часа)
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как
специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик,
зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён
существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа (в рамках изученного).
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)
Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с
использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Языковые особенности текстов
фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.).
4 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч)
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей,
с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и
т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков,
имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска
информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном
толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (2 ч)

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени
глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Раздел 3. Секреты речи и текста (3)
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или
прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью
совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
1 класс (7 часов)
Основные
направления
воспитательной
деятельности
5

Раздел

Кол-во
часов

Темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)

1. Русский
язык:
прошлое и
настоящее

4

Практическая
работа:
«Оформление буквиц и заставок»
Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта

1

Отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в
заставке текста (книги)
Распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта
(дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

Имена
в
фольклора

жанрах

1

использовать словарные статьи учебника для определения лексического
значения слова;

2

Проектное задание: «Словарь в
картинках»

1

6, 7

1

Смыслоразличительная роль
ударения

1

2

Стандартные
обороты
для участия в диалоге

составлять «Словарь в картинках»
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами;
Составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); различать
изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять
в нем наиболее существенные факты.
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое
содержание). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на
вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять
ответы по ходу беседы, используя текст.

Раздел 2.
Язык в
действии
Раздел 3.
Секреты речи
и текста

малых

речи

1

1

Цели и виды вопросов

1

Итого

7

5, 3

5, 7

1,2

4

2класс (7 часов)
Раздел

Кол-во
часов

Темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)

1. Русский
язык:
прошлое и
настоящее

2

Слова, называющие игры, забавы,
игрушки; предметы
традиционного русского быта

1

Проектное задание: «Почему это
так называется?»
Разные
способы
толкования
значения слов. Наблюдение за
сочетаемостью слов

1

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки,
салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы
традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и
орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето,
веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину
(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач,
коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова,
называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Умение проектировать и работать самостоятельно

Совершенствование
орфографических навыков

1

Связь

1

Раздел 2.
Язык в
действии

Раздел 3.
Секреты речи
и текста

2

3

предложений в тексте

1

Создание текстов-повествований

1

Развёрнутое толкование значения
слова

1

Итого

7

Основные
направления
воспитательной
деятельности
5,3

2,7

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью
слов.
Совершенствование орфографических навыков.

6, 4

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание
текстов-повествований:
заметки
о
посещении
музеев;
повествование об участии в народных праздниках.

1,2

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

1,8

4
3,5

3 класс (7 часов)
Раздел

Кол-во
часов

Темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)

1. Русский
язык:

2

Слова, называющие природные
явления и растения предметы и

1

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные
названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие

Основные
направления
воспитательной
деятельности
5,8

прошлое и
настоящее

Раздел 2.
Язык в
действии

Раздел 3.
Секреты речи
и текста

явления традиционной русской
культуры, занятия людей.

2

3

предметы и явления традиционной русской культуры, занятия людей
(например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Проектное задание: «Откуда в
русском языке эта фамилия»;
«История
моего
имени
и
фамилии».
Для чего нужны суффиксы?

1

Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего
имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов).

2,3

1

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки
значения и различную оценку, как специфика русского языка (например,
книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик,
зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

5, 4

Какие особенности рода имён
существительных есть в русском
языке?

1

1,7

Создание текстов-повествований.

1

Создание текстов-рассуждений.

1

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории
рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только
форму единственного или только форму множественного числа (в рамках
изученного).
Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о
путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного).

Языковые особенности текстов
фольклора и художественных
текстов.

1

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц,
притч и т. п.).

3,5

Итого

7

6,5

4,3

4 класс (7 часов)
Раздел

Кол-во
часов

Темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)

1. Русский
язык:
прошлое и
настоящее

2

Пословицы,
поговорки
и
фразеологизмы из разных языков.

1

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями
(например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.

Основные
направления
воспитательной
деятельности
5,2

Раздел 2.
Язык в
действии

Раздел 3.
Секреты речи
и текста

2

3

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке»
(приобретение опыта поиска информации о происхождении слов);
«Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом
словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне
словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).

4,3

1

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

6,5

Пересказ текста с изменением
лица.

1

4,3

Проектное задание: “Пишем
разные тексты об одном и том
же”.

1

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением
лица.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование
предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного
текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе
редактирования текста.

Итого

7

Проектные задания,
предполагающие работу с
толковым словарем.

1

Учимся образовывать глаголы

1

Как и когда появились знаки
препинания?

1

Учимся передавать в заголовке
тему и основную мысль текста

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 22
МО Темрюкский район
от ________ №_____
______ / ___._
( подпись)

1, 8

5,7

3,5

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ / Шаповал Г.В.
«__30__» __августа_ 2021 г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Контрольное блюдо "Завтрак"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».