Подписан:ПРОСВЕЩЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
МИНИСТЕРСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="353522,
край, Темрюкский р-н, Пересыпь п, Бондаревой
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО Краснодарский
ул, 94", L=Пересыпь, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Е УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
Министерство образования, науки
и молодежной политики Краснодарского края
ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА МУНИЦИПАЛЬНОГО
OGRN=1022304748817, SNILS=02079063228, ИНН
ЮЛ=2352031212, INN=235208199269, E=cumtbo_temruk@mail.ru,
G=Юлия Алексеевна, SN=Белозерова, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
Я ШКОЛА № 22
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
МУНИЦИПАЛЬНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Основание: Я являюсь автором этого документа
Темрюкский
ОБРАЗОВАНИЯ
Местоположение:
место подписания район, п.Пересыпь
Дата: 2022.09.05 15:05:03+03'00'
ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН Foxit Reader Версия: 10.1.1
МБОУ СОШ № 22
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей нач.классов
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Шаповал Г.В.______________
Белозерова Ю.А.______________
Протокол №1
Приказ №1
от "30" 08 2022 г.
от "30" 082022 г.
Мокруша Л.А.______________
Протокол №1
от "30" 082022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4241389)
учебного предмета
«Математика»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Кулькова Светлана Борисовна
учитель начальных классов
Пересыпь 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных,
развивающих целей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их
измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с
алгоритмами выполнения арифметических действий.
— Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая
характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к
интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение
строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные
(ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения,
вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и
умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и
пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний
в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие
ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей
существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и
в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей,
изменение формы, размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются
условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры,
сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет
ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения,
строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений
окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости
и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим
школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает
освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами
информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении
других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и
прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником
умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических
вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние,
изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр,
площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего
школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические
фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись
результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение
(уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между
ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий
сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость
между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу,
между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение
отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в
сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма,
размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного
набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца;
внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными
(значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением
геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
— наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
— обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
— понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
— наблюдать действие измерительных приборов;
— сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному
основанию;
— копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить
примеры чисел, геометрических фигур;
— вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
— понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств:
текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
— читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из
нескольких чисел, записанных по порядку;
— комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную
ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче;
— описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические
знаки;
— строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
— принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
— действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
— проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя
устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
— проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
Совместная деятельность:
— участвовать в парной работе с математическим материалом;
— выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра,
спокойно и мирно разрешать конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для
развития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или
опровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность
договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и
объективно оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе
при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в
реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах
при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения
математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными
информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных
учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое;
причина-следствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация
(группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения
учебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи,
текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
— проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса
математики;
— понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в
разных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать
утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники
информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
— формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с
использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать
суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты,
проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например,
геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например,
измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
— составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в
процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления
ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам
обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы
(например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов,
приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа
информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
— находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
— выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и
письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения
(слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и
требование (вопрос);
— сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче
(выше/ниже, шире/уже);
— знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок
заданной длины (в см);
— различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник,
прямоугольник (квадрат), отрезок;
— устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за,
над/под;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного
набора объектов/предметов;
— группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду
объектов повседневной жизни;
— различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из
таблицы;
— сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы
по заданному основанию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Числа
1.1.
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись.
2
0
0
01.09.2022
05.09.2022
Словесное описание группы предметов, ряда чисел;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
1.2.
Единица счёта. Десяток.
2
0
0
06.09.2022
07.09.2022
Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение,
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
1.3.
Счёт предметов, запись результата
цифрами.
2
0
0
08.09.2022
09.09.2022
Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы:
«Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На
сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить
количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
1.4.
Порядковый номер объекта при заданном
порядке счёта.
2
0
0
12.09.2022
13.09.2022
Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий;
Устный опрос;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
1.5.
Сравнение чисел, сравнение групп
предметов по количеству: больше, меньше,
столько же.
3
1
0
14.09.2022
19.09.2022
Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением
представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
1.6.
Число и цифра 0 при измерении,
вычислении.
2
0
0
20.09.2022
21.09.2022
Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение,
упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
1.7.
Числа в пределах 20: чтение, запись,
сравнение.
3
0
0
22.09.2022
27.09.2022
Обсуждение: назначение знаков в математике, обобщение
представлений;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
1.8.
Однозначные и двузначные числа.
2
0
0
28.09.2022
29.09.2022
Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением
представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
1.9.
Увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц
2
0
0
03.10.2022
04.10.2022
Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы:
«Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На
сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить
количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
Итого по разделу
20
Раздел 2. Величины
2.1.
Длина и её измерение с помощью заданной
мерки.
1
0
0
05.10.2022
Знакомство с приборами для измерения величин;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
2.2.
Сравнение без измерения: выше — ниже,
шире — уже, длиннее — короче, старше —
моложе, тяжелее — легче.
2
0
1
06.10.2022
10.10.2022
Наблюдение действия измерительных приборов;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
2.3.
Единицы длины: сантиметр, дециметр;
установление соотношения между ними.
Итого по разделу
4
0
0
11.10.2022
17.10.2022
Коллективная работа по различению и сравнению величин;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
7
Раздел 3. Арифметические действия
3.1.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
5
0
0
18.10.2022
25.10.2022
Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций,
требующих записи одного и того же арифметического действия,
разных арифметических действий»;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
3.2.
Названия компонентов действий,
результатов действий сложения, вычитания.
Знаки сложения и вычитания, названия
компонентов действия. Таблица сложения.
Переместительное свойство сложения.
5
0
0
26.10.2022
09.11.2022
Использование разных способов подсчёта суммы и разности,
использование переместительного свойства при нахождении
суммы;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
3.3.
Вычитание как действие, обратное
сложению.
5
0
0
10.11.2022
17.11.2022
Использование разных способов подсчёта суммы и разности,
использование переместительного свойства при нахождении
суммы;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
3.4.
Неизвестное слагаемое.
5
0
0
21.11.2022
28.11.2022
Пропедевтика исследовательской работы: перестановка слагаемых
при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций);
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
3.5.
Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2,
по 3, по 5.
5
0
0
29.11.2022
06.12.2022
Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения
суммы и разности на основе состава числа, с использованием
числовой ленты, по частям и др.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
3.6.
Прибавление и вычитание нуля.
5
0
0
07.12.2022
14.12.2022
Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором,
составлением сумм, разностей с заданным результатом действия;
сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по
результату действия;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
3.7.
Сложение и вычитание чисел без перехода
и с переходом через десяток.
5
0
0
15.12.2022
22.12.2022
Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения
суммы и разности на основе состава числа, с использованием
числовой ленты, по частям и др.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
3.8.
Вычисление суммы, разности трёх чисел.
5
0
0
26.12.2022
09.01.2023
Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором,
составлением сумм, разностей с заданным результатом действия;
сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по
результату действия;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
0
1
10.01.2023
11.01.2023
Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации,
представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста,
таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно;
условие задачи, вопрос задачи);
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
Итого по разделу
40
Раздел 4. Текстовые задачи
4.1.
Текстовая задача: структурные элементы,
составление текстовой задачи по образцу.
2
4.2.
Зависимость между данными и искомой
величиной в текстовой задаче.
2
0
0
12.01.2023
16.01.2023
Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с
помощью действий сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»).
Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой
задаче;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
4.3.
Выбор и запись арифметического действия
для получения ответа на вопрос.
2
0
0
17.01.2023
18.01.2023
Моделирование: описание словами и с помощью предметной
модели сюжетной ситуации и математическогоотношения.
Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного
материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного
материала. Объяснение выбора арифметического действия для
решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на
модели;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
4.4.
Текстовая сюжетная задача в одно действие:
запись решения, ответа задачи.
8
0
0
19.01.2023
01.02.2023
Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации,
представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста,
таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно;
условие задачи, вопрос задачи);
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
4.5.
Обнаружение недостающего элемента
задачи, дополнение текста задачи
числовыми данными (по иллюстрации,
смыслу задачи, её решению).
2
0
0
02.02.2023
06.02.2023
Соотнесение текста задачи и её модели;
Моделирование: описание словами и с помощью предметной
модели сюжетной ситуации и математическогоотношения.
Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного
материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного
материала. Объяснение выбора арифметического действия для
решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на
модели;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
Итого по разделу
16
Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры
5.1.
Расположение предметов и объектов на
плоскости, в пространстве: слева/справа,
сверху/снизу, между; установление
пространственных отношений.
3
0
0
07.02.2023
09.02.2023
Распознавание и называние известных геометрических фигур,
обнаружение в окружающем мире их моделей;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
5.2.
Распознавание объекта и его отражения.
2
0
0
20.02.2023
21.02.2023
Распознавание и называние известных геометрических фигур,
обнаружение в окружающем мире их моделей;
Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию», «Расположи
фигуры в заданном порядке», «Найди модели фигур в классе» и т.
п.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
5.3.
Геометрические фигуры: распознавание
круга, треугольника, прямоугольника,
отрезка.
4
0
0
22.02.2023
01.03.2023
Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур
(прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по
форме, размеру); сравнение отрезков по длине;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
5.4.
Построение отрезка, квадрата, треугольника
с помощью линейки; измерение длины
отрезка в сантиметрах.
4
0
1
02.03.2023
09.03.2023
Практическая деятельность: графические и измерительные
действия в работе с карандашом и линейкой: копирование,
рисование фигур по инструкции;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
5.5.
Длина стороны прямоугольника, квадрата,
треугольника.
3
0
0
13.03.2023
15.03.2023
Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины
стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода
и результата работы; установление соответствия результата и
поставленного вопроса;
Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски,
листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление
направления, прокладывание маршрута;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
5.6.
Изображение прямоугольника, квадрата,
треугольника.
4
0
0
16.03.2023
22.03.2023
Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины
стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода
и результата работы; установление соответствия результата и
поставленного вопроса;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
Итого по разделу
20
Раздел 6. Математическая информация
6.1.
Сбор данных об объекте по образцу.
Характеристики объекта, группы объектов
(количество, форма, размер); выбор
предметов по образцу (по заданным
признакам).
2
0
0
23.03.2023
24.03.2023
Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире
ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке
математики и решить математическими средствами;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
6.2.
Группировка объектов по заданному
признаку.
2
0
0
03.04.2023
04.04.2023
Дифференцированное задание: составление предложений,
характеризующих положение одного предмета относительно
другого. Моделирование отношения («больше», «меньше»,
«равно»), переместительное свойство сложения;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
6.3.
Закономерность в ряду заданных объектов:
её обнаружение, продолжение ряда.
2
0
0
05.04.2023
06.04.2023
Ориентировка в книге, на странице учебника, использование
изученных терминов для описания положениярисунка, числа,
задания и пр. на странице, на листе бумаги;
Работа с наглядностью — рисунками, содержащими
математическую информацию. Формулирование вопросов и
ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение
математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную
ситуацию и пр.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
6.4.
Верные (истинные) и неверные (ложные)
предложения, составленные относительно
заданного набора математических объектов.
2
1
1
10.04.2023
11.04.2023
Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов
(цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Таблица как
способ представления информации, полученной из повседневной
жизни (расписания, чеки, меню и т.д.);
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
6.5.
Чтение таблицы (содержащей не более
четырёх данных); извлечение данного из
строки, столбца; внесение одного-двух
данных в таблицу
2
0
0
12.04.2023
13.04.2023
Работа с наглядностью — рисунками, содержащими
математическую информацию. Формулирование вопросов и
ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение
математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную
ситуацию и пр.;
Дифференцированное задание: составление предложений,
характеризующих положение одного предмета относительно
другого. Моделирование отношения («больше», «меньше»,
«равно»), переместительное свойство сложения;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
6.6.
Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми
данными (значениями данных величин).
2
0
0
17.04.2023
18.04.2023
Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов
(цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Таблица как
способ представления информации, полученной из повседневной
жизни (расписания, чеки, меню и т.д.);
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
6.7.
Выполнение 1—3-шаговых инструкций,
связанных с вычислениями, измерением
длины, построением геометрических фигур.
3
1
0
19.04.2023
24.04.2023
Знакомство с логической конструкцией «Если … , то …».Верно или
неверно: формулирование и проверка предложения;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
3
4
Итого по разделу:
15
Резервное время
14
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
132
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Счёт предметов. Один, два,
три… Порядковые
числительные «первый,
второй, третий…»
1
0
0
02.09.2022 Устный
опрос;
2.
Пространственные
отношения «вверху, внизу,
слева, справа»
1
0
0
05.09.2022 Устный
опрос;
3.
Временные отношения
«раньше, позже, сначала,
потом»
1
0
0
06.09.2022 Устный
опрос;
4.
Отношения «столько же,
больше, меньше»
1
0
0
07.09.2022 Устный
опрос;
5.
Сравнение групп предметов 1
« На сколько больше? На
сколько меньше?»
0
0
08.09.2022 Устный
опрос;
6.
Уравнение предметов и
групп предметов.
1
0
0
12.09.2022 Устный
опрос;
7.
Закрепление знаний по теме 1
«Счёт предметов и групп
предметов.
Пространственные и
временные представления».
0
0
13.09.2022 Устный
опрос;
8.
Проверочная работа по
1
теме «Счёт предметов и
групп предметов.
Пространственные и
временные представления».
1
0
14.09.2022 Тестирование;
9.
Работа над ошибками.
Много. Один. Цифра 1.
1
0
0
15.09.2022 Устный
опрос;
10.
Числа 1,2. Цифра 2.
1
0
0
19.09.2022 Устный
опрос;
11.
Числа 1,2,3. Цифра 3.
1
0
0
20.09.2022 Устный
опрос;
12.
Знаки «+», «-», «=».
Составление и чтение
равенств.
1
0
0
21.09.2022 Устный
опрос;
13.
Числа 1,2,3,4. Цифра 4.
1
0
0
22.09.2022 Устный
опрос;
14.
Отношения «длиннее»,
«короче».
1
0
0
26.09.2022 Устный
опрос;
15.
Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5.
1
0
0
27.09.2022 Устный
опрос;
16.
Состав числа 5.
1
0
0
28.09.2022 Устный
опрос;
17.
Закрепление знаний по теме 1
«Числа 1-5. Состав чисел 25».
0
0
29.09.2022 Устный
опрос;
18.
Точка. Кривая линия.
Прямая линия. Отрезок.
Луч.
1
0
1
03.10.2022 Практическая
работа;
19.
Ломаная линия. Звено
ломаной.
1
0
0
04.10.2022 Устный
опрос;
20.
Закрепление. Проверочная
работа «Состав чисел 2-5».
1
0
0
05.10.2022 Контрольная
работа;
21.
Работа над ошибками.
Знаки сравнения «>», «<»,
«=».
1
0
0
06.10.2022 Устный
опрос;
22.
Равенство. Неравенство.
1
0
0
10.10.2022 Устный
опрос;
23.
Многоугольники.
1
0
0
11.10.2022 Устный
опрос;
24.
Числа 6,7. Цифра 6
1
0
0
12.10.2022 Устный
опрос;
25.
Числа 1-7. Цифра 7.
1
0
0
13.10.2022 Устный
опрос;
26.
Числа 8-9. Цифра 8.
1
0
0
17.10.2022 Устный
опрос;
27.
Числа 1-9. Цифра 9.
1
0
0
18.10.2022 Устный
опрос;
28.
Число 10.
1
0
0
19.10.2022 Устный
опрос;
29.
Числа 1-10. Закрепление.
1
0
0
20.10.2022 Устный
опрос;
30.
Наши проекты. Математика 1
вокруг нас. Числа в
загадках, пословицах,
поговорках.
0
0
24.10.2022 Устный
опрос;
31.
Сантиметр - единица
измерения длины.
1
0
1
25.10.2022 Практическая
работа;
32.
Увеличить на … .
Уменьшить на … .
Измерение длины отрезков
с помощью линейки.
1
0
0
26.10.2022 Устный
опрос;
33.
Увеличить на … .
Уменьшить на … .
Измерение длины отрезков
с помощью линейки.
1
0
1
27.10.2022 Практическая
работа;
34.
Сложение с нулём.
Вычитание нуля.
1
0
0
07.11.2022 Устный
опрос;
35.
Закрепление знаний по теме 1
«Числа 1-10. Число 0». Тест
«Числа 1- 10. Число 0».
0
0
08.11.2022 Устный
опрос;
36.
Проверочная работа по
1
теме «Числа 1-10. Число 0».
0
0
09.11.2022 Контрольная
работа;
37.
Работа над ошибками.
Прибавить и вычесть число
1.
1
0
0
10.11.2022 Устный
опрос;
38.
Прибавить число 2.
1
0
0
14.11.2022 Устный
опрос;
39.
Вычесть число 2.
1
0
0
15.11.2022 Устный
опрос;
40.
Приемы вычислений с
числом 2.
1
0
0
16.11.2022 Устный
опрос;
41.
Слагаемые. Сумма.
1
0
0
17.11.2022 Устный
опрос;
42.
Задача (условие, вопрос).
1
0
0
21.11.2022 Устный
опрос;
43.
Составление и решение
задач.
1
0
0
22.11.2022 Устный
опрос;
44.
Прибавить и вычесть число 1
2. Составление и
заучивание таблиц
0
0
23.11.2022 Устный
опрос;
45.
Закрепление знаний по теме 1
«Прибавить и вычесть
число 2.»
0
0
24.11.2022 Устный
опрос;
46.
Задачи на увеличение
(уменьшение) числа на
несколько единиц.
1
0
0
28.11.2022 Устный
опрос;
47.
Прямой угол
1
0
0
29.11.2022 Устный
опрос;
48.
Обобщение и закрепление
1
знаний по теме «Прибавить
и вычесть число 2.»
0
0
30.11.2022 Устный
опрос;
49.
Обобщение и закрепление
1
знаний по теме «Прибавить
и вычесть число 2.» Тест.
0
0
01.12.2022 Тестирование;
50.
Прибавить и вычесть число
3.
1
0
0
05.12.2022 Устный
опрос;
51.
Прибавить и вычесть число
3. Приемы вычислений.
1
0
0
06.12.2022 Устный
опрос;
52.
Закрепление. Решение
текстовых задач.
Проверочная работа
«Задачи».
1
0
0
07.12.2022 Письменный
контроль;
53.
Сравнение отрезков по
длине. Решение текстовых
задач.
1
0
1
08.12.2022 Практическая
работа;
54.
Состав чисел 7,8,9,10. Связь 1
чисел при сложении и
вычитании.
0
0
12.12.2022 Устный
опрос;
55.
Прибавить и вычесть число
3. Составление и
заучивание таблиц.
1
0
0
13.12.2022 Устный
опрос;
56.
Прибавить и вычесть число
3. Решение задач.
1
0
0
14.12.2022 Устный
опрос;
57.
Закрепление и обобщение
1
знаний по теме «Прибавить
и вычесть число 3»
0
0
15.12.2022 Устный
опрос;
58.
Обобщение и закрепление
знаний по теме «Сложение
и вычитание вида □ ±1, □ ±
2, □ ± 3».
1
0
0
19.12.2022 Тестирование;
59.
Проверочная работа по
1
теме «Сложение и
вычитание вида □ ±1, □ ± 2,
□ ± 3»
0
0
20.12.2022 Контрольная
работа;
60.
Работа над ошибками.
Обобщение и закрепление
знаний по теме «Сложение
и вычитание вида □ ±1, □ ±
2, □ ± 3»
1
0
0
21.12.2022 Устный
опрос;
61.
Сложение и вычитание
1
чисел первого десятка.
Проверочная работа
«Состав чисел 5,6,7,8,9,10».
0
0
22.12.2022 Устный
опрос;
62.
Решение задач на
увеличение числа на
несколько единиц.
1
0
0
26.12.2022 Устный
опрос;
63.
Решение задач на
уменьшение числа на
несколько единиц.
1
0
0
27.12.2022 Устный
опрос;
64.
Прибавить и вычесть число
4. Приемы вычислений.
1
0
0
28.12.2022 Устный
опрос;
65.
Решение задач и
выражений.
1
0
0
29.12.2022 Устный
опрос;
66.
Сравнение чисел. Задачи на 1
сравнение.
0
0
09.01.2023 Устный
опрос;
67.
Сравнение чисел. Решение
задач на сравнение.
1
0
0
10.01.2023 Устный
опрос;
68.
Прибавить и вычесть число
4. Составление и
заучивание таблиц.
1
0
0
11.01.2023 Устный
опрос;
69.
Прибавить и вычесть числа
1,2,3,4. Решение задач.
1
0
0
12.01.2023 Устный
опрос;
70.
Перестановка слагаемых.
1
0
0
16.01.2023 Устный
опрос;
71.
Перестановка слагаемых.
Прибавить числа 5,6,7,8,9.
1
0
0
17.01.2023 Устный
опрос;
72.
Составление таблицы
сложения.
1
0
0
18.01.2023 Устный
опрос;
73.
Состав чисел первого
десятка.
1
0
0
19.01.2023 Устный
опрос;
74.
Состав числа 10. Решение
задач.
1
0
0
23.01.2023 Устный
опрос;
75.
Решение задач и
выражений.
1
0
0
24.01.2023 Устный
опрос;
76.
Обобщение и закрепление
знаний.
1
0
0
25.01.2023 Устный
опрос;
77.
Обобщение и закрепление
1
знаний по теме «Числа от 1
до 10. Сложение и
вычитание». Тест «Числа от
1 до 10. Сложение и
вычитание».
0
0
26.01.2023 Устный
опрос;
78.
Связь между суммой и
слагаемыми.
1
0
0
30.01.2023 Устный
опрос;
79.
Связь между суммой и
слагаемыми.
1
0
0
31.01.2023 Устный
опрос;
80.
Решение задач и
выражений. Закрепление.
1
0
0
01.02.2023 Устный
опрос;
81.
Название чисел при
вычитании.
1
0
0
02.02.2023 Устный
опрос;
82.
Вычитание из чисел 6,7.
1
0
0
13.02.2023 Устный
опрос;
83.
Вычитание из чисел 6,7.
Связь между суммой и
слагаемыми.
1
0
0
14.02.2023 Устный
опрос;
84.
Вычитание из чисел 8,9.
1
0
0
15.02.2023 Устный
опрос;
85.
Вычитание из чисел 8,9.
Решение задач.
1
0
0
16.02.2023 Устный
опрос;
86.
Вычитание из числа 10.
1
0
0
20.02.2023 Устный
опрос;
87.
Вычитание их чисел 8,9,10.
Связь сложения и
вычитания.
1
0
0
21.02.2023 Устный
опрос;
88.
Единица массы –
килограмм.
1
0
0
22.02.2023 Устный
опрос;
89.
Единица вместимости –
литр.
1
0
0
27.02.2023 Устный
опрос;
90.
Закрепление знаний по теме 1
«Сложение и вычитание
чисел первого десятка».
0
0
28.02.2023 Устный
опрос;
91.
Закрепление знаний по теме 1
«Сложение и вычитание
чисел первого десятка».
Тест «Сложение и
вычитание чисел первого
десятка».
0
0
01.03.2023 Устный
опрос;
92.
Проверочная работа по
теме « Сложение и
вычитание чисел первого
десятка»
1
0
0
02.03.2023 Письменный
контроль;
93.
Работа над ошибками.
Устная нумерация чисел в
пределах 20.
1
0
0
06.03.2023 Устный
опрос;
94.
Письменная нумерация
чисел от 11 до 20.
1
0
0
07.03.2023 Устный
опрос;
95.
Единица длины – дециметр. 1
0
0
09.03.2023 Устный
опрос;
96.
Сложение и вычитание в
пределах 20 без перехода
через десяток.
1
0
0
13.03.2023 Устный
опрос;
97.
Сложение и вычитание
чисел в пределах 20.
1
0
0
14.03.2023 Устный
опрос;
98.
Закрепление знаний.
1
0
0
15.03.2023 Устный
опрос;
99.
Проверочная работа
«Сложение и вычитание в
пределах 20»
1
0
0
16.03.2023 Устный
опрос;
100. Работа над ошибками.
Решение задач и
выражений. Знакомство с
краткой записью задач.
Сравнение именованных
чисел.
1
0
0
20.03.2023 Устный
опрос;
101. Решение задач и
выражений. Тест по теме
«Сложение и вычитание в
пределах 20».
1
0
0
21.03.2023 Устный
опрос;
102. Знакомство с составными
задачами.
1
0
0
22.03.2023 Устный
опрос;
103. Составные задачи.
1
0
0
23.03.2023 Устный
опрос;
104. Сложение однозначных
чисел с переходом через
десяток.
1
0
0
03.04.2023 Устный
опрос;
105. Сложение вида □ + 2, □ + 3. 1
0
0
04.04.2023 Устный
опрос;
106. Сложение вида □ + 4.
1
0
0
05.04.2023 Устный
опрос;
107. Сложение вида □ + 5.
1
0
0
06.04.2023 Устный
опрос;
108. Сложение вида □ + 6.
Проверочная работа
«Сложение чисел».
1
0
0
10.04.2023 Устный
опрос;
109. Сложение вида □ + 7.
1
0
0
11.04.2023 Устный
опрос;
110. Сложение вида □ + 7.
1
0
0
12.04.2023 Устный
опрос;
111. Сложение вида □ + 8, □ + 9. 1
0
0
13.04.2023 Устный
опрос;
112. Таблица сложения
1
0
0
17.04.2023 Устный
опрос;
113. Решение задач и
выражений.
1
0
0
18.04.2023 Устный
опрос;
114. Закрепление знаний по теме 1
«Табличное сложение».
Тест по теме «Табличное
сложение».
0
0
19.04.2023 Тестирование;
115. Приём вычитания с
переходом через десяток.
1
0
0
20.04.2023 Устный
опрос;
116. Вычитание вида 11 – □.
1
0
0
24.04.2023 Устный
опрос;
117. Вычитание вида 12 – □.
1
0
0
25.04.2023 Устный
опрос;
118. Вычитание вида 13 – □.
1
0
0
26.04.2023 Устный
опрос;
119. Вычитание вида 14 – □.
1
0
0
27.04.2023 Устный
опрос;
120. Промежуточная аттестация. 1
КМС по оценке уровня
обученности. Итоговый
контроль.
1
0
01.05.2023 Контрольная
работа;
121. Работа над ошибками.
Вычитание вида 15 – □.
1
0
0
02.05.2023 Устный
опрос;
122. Вычитание вида 16 – □.
1
0
0
03.05.2023 Устный
опрос;
123. Вычитание вида 17 – □, 18 – 1
□.
0
0
04.05.2023 Устный
опрос;
124. Вычитание вида 17 – □, 18 – 1
□.
0
0
08.05.2023 Устный
опрос;
125. Закрепление знаний.
1
Контрольная работа по теме
«Табличное сложение и
вычитание».
1
0
10.05.2023 Контрольная
работа;
126. Закрепление знаний.
1
0
0
11.05.2023 Устный
опрос;
127. Закрепление и обобщение
знаний по теме «Табличное
сложение и вычитание».
1
0
0
15.05.2023 Устный
опрос;
128. Сложение и вычитание
однозначных чисел с
переходом через десяток.
1
0
0
16.05.2023 Устный
опрос;
129. Решение задач.
1
0
0
17.05.2023 Устный
опрос;
130. Закрепление по теме:
«Геометрические фигуры.
Измерение длины».
1
0
0
18.05.2023 Устный
опрос;
131. Обобщение знаний.
1
0
0
22.05.2023 Устный
опрос;
132. Что узнали. Чему
научились. Итоговый урок.
1
0
0
23.05.2023 Устный
опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
132
3
4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант: Рабочие тетради М.И.Моро, С.И.Волкова " Математика" ( 1.2 часть)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации с поурочными разработками по "Математике" 1 класс УМК "Школа
России"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/12/1/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Демонстрационный материал, таблицы, Дидактический материал.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Демонстрационный материал, дидактический материал.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)