рабочая программа по кубановедению

Белозеро
ва Юлия
Алексеев
на

Подписан: Белозерова Юлия
Алексеевна
Муниципальное
образование Темрюкский район, пос. Пересыпь
DN: C=RU, OU=Директор,
O=Муниципальное
бюджетное
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное учреждение
общеобразовательное учреждение
общеобразовательная
школа № 22
средняясредняя
о, CN=Белозерова
Юлия
Алексеевна,
муниципального образования Темрюкский район
E=school22@tem.kubannet.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
УТВЕРЖДЕНО
Местоположение: место подписания
решением педагогического совета
Дата: 2021.09.28 14:12:42+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
МБОУ СОШ № 22 МО Темрюкский

район
от 31 августа 2021 года протокол № 1
Председатель ________ Ю.А. Белозерова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По кубановедению
Уровень образования (класс) начальное общее, 1-4 классы
Количество часов 135
Учитель Суслова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 22
Программа разработана в соответствии: федерального государственного стандарта начального общего образования.
С учетом примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по начальному образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Ерёменко Е. Н., Мирук М. В., Зыгина Н. М .Краснодар:Перспективы образования,2019 г. —40с.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1.Гражданского воспитания:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ
и историю России, за свою семью;
 осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2. Патриотического воспитания:
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном
ракурсе;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих
Краснодарский край.
3. Духовно-нравственного воспитания:
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла изучения малой родины;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах поведения в обществе.
4. Эстетического воспитания:
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных
ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
 умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5. Ценности научного познания:
 об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
 о природных, климатических условиях Краснодарского края;
 об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

 осознание ценности жизни;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием.
7. Трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её
осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской
деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы исследования для достижения результата;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба
семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
 активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для
решения исследовательских задач;
 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст
с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
 осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
 готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
 аргументация своей точки зрения и оценка событий;

 формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;
освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и
др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве).
Раздел

Введение

Я и моя семья
Я и моя школа
Я и мои родные места
Я и природа вокруг меня
Духовные истоки Кубани
Введение

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Количество часов в авторской
программе
1 класс
1
7
6
8
7
2 класс
1

Количество часов в рабочей
программе
1
7
6
8
7
4

Природа моей местности.
Населённые пункты.

12
6

1
12
6

Труд и быт моих земляков.

11

11

3 класс
1

4

Нет в мире краше Родины нашей.

10

10

Без прошлого нет настоящего.

9

9

Духовные истоки Кубани
Введение.

1

Казачьему роду нет переводу.

10

10

Духовные истоки Кубани

4 класс
1

4

9

9

2. Земля отцов - моя земля.

12

12

Жизнь дана на добрые дела.

8

8

Духовные истоки Кубани
ИТОГ:

119

4
135

Введение
Береги землю родимую, как
мать любимую.

1

1класс (33 часов)
Введение. Мой родной край (1 час).
Раздел 1. Я и моя семья (7 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные
традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Будем жить одной семьей (творческий проект).
Раздел 2. Я и моя школа (6 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и
обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Мы такие разные, но так похожи
(творческий проект).
Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов).
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила
поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных.
Какой я житель (исследовательский проект).

Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних
животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Милый сердцу
уголок (творческая мастерская).
Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 часа).
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.
Традиции казачьей семьи
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
 свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
 адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение;
 традиции своей школы;
 улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно;
 основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого пункта;
 основные достопримечательности родного населённого пункта;
 профессии жителей своего города (села, станицы и др.);
 основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение);
учащиеся должны уметь
 выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;
 составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;
 находить географические объекты на карте-схеме;

 реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.
2 класс (34 часов)
Введение. Символика района (города), в котором и живу (1 час).
Раздел 1. Природа моей местности (12 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 1: «Уж небо осенью дышало»*
Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей местности и их обитатели.
Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей местности. Лекарственные растения. Правила сбора и
использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Растения и
животные в природе и жизни людей (исследовательский проект).
Раздел 2. Населённые пункты (6 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населённого пункта. История образования города
(района). Глава города (района). Населённые пункты Краснодарского края. Где я могу проводить свободное время
(исследовательский проект).
Раздел 3. Труд и быт моих земляков (11 часов).
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи.
Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».

Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и
семейные традиции. Труд в моей семье (творческий проект).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа).
Родная земля. Родина. Поклонные кресты.
Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков.
Красный угол. Икона.
«Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя»
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
 особенности времён года, характерные для своей местности;
 особенности рельефа своей местности;
 названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности;
названия и отличительные признаки некоторых растений и животных








своей местности, правила защитников природы;
значение Красной книги Краснодарского края;
особенности труда и быта земляков;
родственные связи в семье, уклад семьи;
герб, флаг, гимн Краснодарского края;
кубанские песни, пословицы и поговорки;
основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе;

 имена выдающихся людей своего района;
учащиеся должны уметь
 показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;
 рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
 различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники; лекарственные и ядовитые растения);
 выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также у водоёмов, в лесу, в
горах.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
 поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края,
промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.;
 планирования и реализации индивидуального проекта.
3 класс (34 часов)
Введение. Изучаем родной край (1 час).
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоёмы
Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского
края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей
(творческий проект).
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою
в сердце. Символика Краснодарского края история и современность. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики
Адыгея. Без прошлого нет настоящего (исследовательский проект).
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов).

Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из истории кубанских фамилий.
Семейные ценности. Мама. Твои земляки-труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции Казачий
фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа).
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа).
Святые источники Кубани.
Храмы. Внутреннее и внешнее устройство.
Именины.
Подвиг материнства.
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
 связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
 природные явления, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края;
 формы земной поверхности края;
 разновидности водоёмов края;
 названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных;
 герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего города (станицы), района;
 фамилии и имена земляков - выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.;
учащиеся должны уметь
 устанавливать связь между разнообразием растительного и животного мира и рельефом местности;
 различать особо охраняемые растения и редких животных;
 ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
 объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и исторических
достопримечательностей.

Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
 обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и
быта людей;
 выполнения правил поведения во время стихийных бедствий;
 соблюдения правил сбора грибов в своей местности;
 правильного поведения у водоёма в разное время года;
 бережного отношения к растениям и животным.
4 класс (34 часов)
Введение. Мой край на карте России (1 час).
Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов).
Природные зоны Краснодарского края. Заповедники, заказники, школьные лесничества, расположенные на
территории края. Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и
охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств Краснодарского края для
жителей России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).
Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов).
Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные исторические источники. История Кубани в
архитектуре. Жилища людей разных эпох. Екатеринодар - Краснодар. Современный облик административного центра.
Вещи рассказывают о прошлом. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени
Е.Д. Фелицына. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Народные ремёсла и
промыслы на Кубани. Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных
источниках. Современные письменные источники. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная
история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Земля отцов - моя земля (проектная работа).
Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов).

Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки - гордость страны. Радетели
земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа).
Библия. Библиотеки.
Культурное наследие Кубани
Музеи - хранители материальной и духовной культур.
Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
 природные зоны Краснодарского края;
 различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные
особенности;
 природные богатства родного края и их использование человеком;
 символику Краснодарского края;
 даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.);
 особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;
 достопримечательности края;
 наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края;
 особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
 важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
 заповедники и заказники, находящиеся на территории края;
 фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;
учащиеся должны уметь
 определять местоположение Краснодарского края на карте России;
 определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных);
 правильно называть памятники культуры и истории края;

 исполнять гимн Краснодарского края.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
 правильного поведения во время исполнения гимнов России и Краснодарского края,
 соблюдения изученных правил безопасного поведения,
 исполнения знакомых народных песен, выполнения исследовательских и творческих проектов.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Раздел

Кол-во
часов

Темы

Кол-во
часов

Введение.
Мой родной
край

1

Мой родной край.

1

Раздел 1. Я
и моя семья

1 Класс
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)

Регулятивные УУД: Организовывать рабочее место. Принимать новый статус
«ученик».

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности
1,2,3

Познавательные УУД: Осмысливать значение понятия «Моя Родина». Находить на
карте России родной регион и административный центр. Знакомиться по словарям
личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи. Знакомиться с
понятием родственные связи.

7

Будем знакомы! Кто я? Какой я?

1

Любимые занятия.

1

Моя семья.

1

Обязанности и увлечения в нашей
семье.

1

Коммуникативные УУД: Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве,
профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими
родственниками в семье. Практическая работа: составлять вместе со старшими
родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в
семье. Готовить рассказ о семейных традициях. Практическая работа: составлять
перечень обязанностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками.
Регулятивные УУД: Организовывать рабочее место. Принимать новый статус
«ученик».

2
4,6,7

Познавательные УУД: Осмысливать значение понятия «Моя Родина». Находить на
карте России родной регион и административный центр. Знакомиться по словарям
личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи. Знакомиться с
понятием родственные связи.

2,3
2,3

Раздел 2. Я
и моя
школа

Раздел 3. Я и
мои родные
места

6

8

Коммуникативные УУД: Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве,
профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими
родственниками в семье. Практическая работа: составлять вместе со старшими
родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в
семье. Готовить рассказ о семейных традициях. Практическая работа: составлять
перечень обязанностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками.

Семейные традиции.

1

Праздники, которые мы отмечаем
вместе.

1

Творческий проект «Будем жить одной
семьей».

1

Наша школа. Правила поведения в
школе.

1

Знакомство со школой. Традиции нашей
школы. Экскурсия.

1

Школьные поручения и обязанности.

1

Мой режим дня.

1

Мои одноклассники. Правила школьной
дружбы.

1

Познавательные УУД: Познакомиться с учителем, одноклассниками.
Познакомиться с историей школы. Проводить наблюдения во время экскурсии по
школе (учиться находить класс, свое место в классе и т.п.). Оценивать свою роль в
жизнедеятельности класса. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные
формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.

Творческий проект «Мы такие разные, но
так похожи».

1

Коммуникативные УУД: Познакомиться и обсудить правила поведения в школе,
особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками.

Главный город Краснодарского края.

1

Достопримечательности.

1

Мой адрес. Улица, на которой я живу

1

Правила поведения в общественных
местах.

1

Правила поведения в общественных местах,
на улице, в транспорте.

1

Труд жителей моего населенного
пункта.

1

Труд моих родных.

1

2,3
3,4

2,3

1,3
Регулятивные УУД: Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию
школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ
«хорошего ученика».

Регулятивные УУД: Внимательно относиться к собственным переживаниям и
переживаниям других людей.

1,3

1,3,4
3,6
3,6

6,7

1,2,3
2,3,4

Познавательные УУД: Изображать путь от дома до школы с помощью условных
обозначений. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего
здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. Выполнять правила уличного
движения в ходе учебных игр. Демонстрировать в учебной игре правила
пользования разными видами транспорта. Различать формы поведения, которые
допустимы или не допустимы в общественных местах.
Коммуникативные УУД: Называть основные достопримечательности города,
важные сведения из истории родного города. Оценивать яркие проявления
профессионального мастерства и результаты труда.

4,5
3,4,5

4,5

3,4,5

4

Раздел 4. Я
и природа
вокруг меня

Раздел 5.
Духовные
истоки
Кубани

7

4

Исследовательский проект «Какой я
житель».

1

Растения вокруг меня. Экскурсия
«Времена года в нашем крае»

1

Животные вокруг меня

1

Что где растёт, кто где живёт.

1

Забота о комнатных растениях.

1

Забота о домашних животных.

1

Красота природы моей местности. Поэты,
прозаики, художники о красоте родного
края.

1

Милый сердцу уголок (творческий проект)

1

Семья. Родители. Родительская любовь
и благословение.

1

Регулятивные УУД: Внимательно относиться к ближнему. Слушаться родителей и
уважать старших.

3

Традиции казачьей семьи

1

2,3

Наша школа. Воскресная школа.
Светские и православные традиции
школы.

1

Познавательные УУД: Выполнять заповеди семейных ценностей "Почитай отца и
матерь твою...". Какой должна быть семья. Значение слова "благословение".
Понять, что такое воскресная школа. Соблюдать традиции воскресной и светской
школы. Узнать, то такое духовные святыни. Познакомиться со святыми местами
Кубани.

Достопримечательности. Духовные
святыни моей малой Родины.

1

Итого

33

3,4
Регулятивные УУД: Организовывать рабочее место. Принимать внутреннюю
позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать
образ «хорошего ученика».

2,8

2,8
Познавательные УУД: Проводить групповые наблюдения во время экскурсии
«Времена года в нашем крае». Анализировать народные приметы, связанные с
погодой, проверять их достоверность. Приводить примеры явлений природы.
Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе
наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности
дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных.
Коммуникативные УУД: Рассказывать о роли растений и животных в природе и
жизни людей. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе.
Подготавливать небольшие сообщения о прошлом родного края, известных людях,
обычаях, праздников, на основе сведений, полученных во время экскурсий, бесед со
старшими членами семьи

Коммуникативные УУД: Усвоение понятия "традиция". Соблюдать православные
традиции в семье. Казак - отец, глава семьи. Казачка - мать, хранительница
домашнего очага.

2 Класс

7,8
7,8
7,8
2,3,4,8

3,4

3

3,4

Раздел

Кол-во
часов

Темы

Введение

1

Символика района (города), в котором я
живу.

Кол-во
часов

1

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)

Личностные (Л.): формировать основы гражданской идентичности, уважительное
отношение к государственной символике.

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности
1,2,5

Коммуникативные (К.): создавать условия для коллективного обсуждения,
выработки единого понимания важности выполнения правил поведения при
прослушивании гимна.
Познавательные (П.): развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать свою
точку зрения.
Регулятивные (Р.): формировать волевую саморегуляцию.
Раздел
1.Природа
моей
местности

12

Времена года на Кубани.

1

Л.-развивать эмоционально-эстетическое восприятие природы и произведений
словесного и изобразительного искусства, отражающих красоту летней природы
Кубани.

5,8

К.-создавать условия для работы в группе, для участия в коллективном обсуждении,
развивать умение договариваться и приходить к общему мнению.
П.-развивать умение искать информацию, выделять её в соответствии с цель
задания, анализировать признаки времён года, выделять существенные признаки
лета.
Р.-формировать способность формулировать цель изучения темы, соотносить
результат урока с поставленной целью.
Годовой исследовательский проект
сезонных изменений «Уж небо осенью
дышало».

1

Л.- формировать осознанное отношение к красоте осенней природы, горных и
равнинных пейзажей; учить ценить разнообразие и красоту природы своей
местности.
К.- способствовать организации коллективного обсуждения; развивать умение
устанавливать причинно-следственные связи в природе.
П.- проводить наблюдения сезонных изменений в неживой и живой природе;
характеризовать на основе наблюдений поверхность своей местности; осваивать

7,8

приёмы чтения физической карты Краснодарского края.
Р.- формировать способность формулировать цель исследования, выполнять задания
по заданному плану, подводить итоги; развивать умение использовать знаковосимволические средства (условные обозначения карты) для решения учебной
задачи.
Формы земной поверхности моей
местности.

1

Л.-формировать осознанное отношение к красоте осенней природы, горных и
равнинных пейзажей; учить ценить разнообразие и красоту природы своей
местности.

5,8

К.-способствовать организации коллективного обсуждения; развивать умение
устанавливать причинно-следственные связи в природе.
П.-проводить наблюдения сезонных изменений в неживой и живой природе;
характеризовать на основе наблюдений поверхность своей местности; осваивать
приёмы чтения физической карты Краснодарского края.
Р.-формировать способность формулировать цель исследования, выполнять задания
по заданному плану, подводить итоги; развивать умение использовать знаковосимволические средства (условные обозначения карты) для решения учебной
задачи.
Водоемы моей местности и их
обитатели. Правила поведения у
водоемов.

1

Л.-осознавать важность соблюдения правил поведения у водоёмов, понимать
необходимость охраны природы и своего участия в этой работе.

4,8

К.-развивать способность работать в парах, группе, участвовать в коллективном
обсуждении правил поведения у водоёма.
П.-развивать умение находить и выделять информацию, необходимую для
выполнения задания, строить рассказ по плану; устанавливать причинноследственные связи между поведением человека и состоянием природы.
Р.- формировать способность ставить цель при изучении конкретной темы,
планировать свою деятельность, распределять время выполнения заданий.

Растительный мир моей местности.
Культурные и дикорастущие растения.

1

Л.-развивать интерес и бережное отношение к миру растений края и своей
местности.
К.-создавать условия для развития способностей работать в группе, высказывать

4,8

свою точку зрения, обосновывать варианты решения творческих задач.
П.-развивать способность определять признаки, классифицировать растения,
приводить примеры растений каждой группы, выделять необходимую информацию
из текста.
Р.-формировать способность ставить цель при выполнении творческой работы,
планировать свою деятельность, анализировать результат.
Лекарственные растения. Правила сбора и
использования лекарственных растений.

1

Л.-формировать установки бережного отношения к своей жизни.

4,8

К.-развивать способность работать в парах, перераспределять роли для выполнения
учебной задачи.
П.-развивать умения искать необходимую информацию, выделять её в соответствии
с целью задания, анализировать выполненную работу.
Р.-развивать умения действовать в соответствии с алгоритмом, соблюдать
последовательность действий.

Ядовитые растения. Первая помощь при
отравлении ядовитыми растениями.

1

Л.-воспитывать бережное и ответственное отношение к своему здоровью.

4,8

К.-развивать способность работать в группе, высказывать свою точку зрения,
обосновывать своё мнение.
П.-развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, способствовать
сопоставлять различные виды информации.
Р.-формировать способность анализировать и корректировать свои знания.

Животный мир моей местности.

1

Л.-воспитывать внимательное, чуткое отношение к животным.
К.-развивать способность работать в парах, группе, соотносить свои интересы с
интересами партнёра.
П.-развивать умения выделять существенные признаки животных, составлять
описание в соответствии с этими признаками.
Р.-формировать способность формулировать цель изучения данной темы,
планировать свою деятельность, анализировать полученный результат.

4,8

Дикие и домашние животные.

1

Л.-воспитывать внимательное, чуткое отношение к животным.

4,8

К.-развивать способность работать в парах, группе, соотносить свои интересы с
интересами партнёра.
П.-развивать умения выделять существенные признаки животных, составлять
описание в соответствии с этими признаками.
Р.-формировать способность формулировать цель изучения данной темы,
планировать свою деятельность, анализировать полученный результат.
Красная книга Краснодарского края.

1

Правила защитников природы.

1

Л.- воспитывать бережное отношение к растениям и животным, занесённым в
Красную книгу.
К.-развивать способность работать в парах, обосновывать свою точку зрения.

4,8

8

П.-развивать умение искать информацию, выделять её в соответствии с целью
задания, использовать информацию из учебника и других источников для
подготовки собственного рассказа.
Р.-формировать способность самостоятельно планировать свою деятельность.

Исследовательский проект «Растения и
животные в природе и жизни людей»

1

Л.-воспитывать чувство сопричастности делу защиты животных и растений,
формировать представление об экологически грамотном поведении человека в
природе.

8

К.-развивать способность работать в группе, участвовать в коллективном
обсуждении, в выработке коллективного решения, развивать способность излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
П.-развивать умение самостоятельно выбирать способы решения творческой
учебной задачи, способствовать формированию исследовательских умений:
доказывать, анализировать, рассуждать, обобщать.
Р.-формировать способность формулировать цель изучения данной темы,
планировать свою деятельность, распределять время выполнения заданий.
Раздел
2.Населенные
пункты

6

Годовой исследовательский проект
сезонных изменений «Зимушка-зима, зима
снежная была».

1

Л.-формировать представления об историко-культурном значении своего
населённого пункта, его эстетическом своеобразии.
К.-включать в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

4,8

развивать умения договариваться и приходить к общему решению при выполнении
заданий.
П.-развивать способность находить и выделять необходимую информацию,
анализировать её, объединять разрозненные факты в целое.
Р.-развивать способность планировать свою деятельность, распределять время
выполнения заданий
Мой родной город (станица, аул, хутор,
село). Улицы моего населенного пункта.

1

Л.-формировать представления об историко-культурном значении своего
населённого пункта, его эстетическом своеобразии.

2,3,7

К.- включать в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
развивать умения договариваться и приходить к общему решению при выполнении
заданий.
П.-развивать способность находить и выделять необходимую информацию,
анализировать её, объединять разрозненные факты в целое.
Р.-развивать способность планировать свою деятельность, распределять время
выполнения заданий.
История образования города (района).
Глава города (района).

1

Л.-формировать бережное отношение к родному району (городу) как материальной
и духовной ценности; воспитывать чувство гордости за свой район (город).

2,3,7

К.-развивать способность учитывать разные мнения; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
П.-формировать умение пользоваться предложенным планом для устного рассказа.
Р.-формировать умение оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы.
Населенные пункты Краснодарского
края на карте.

1

Л.-формировать чувство гражданина своего района, гордости за свой населённый
пункт.
К.-создавать условия для развития способностей обосновывать свою точку зрения,
свой выбор, работать в паре, группе.
П.-развивать способности к классификации, умение выделять существенные

2,3

признаки.
Р.-развивать умение ставить цель, корректировать свои действия в соответствии с
целью, соотносить с ней полученный результат.
Исследовательский проект «Где я могу
проводить свободное время»

1

Л.-формировать мотивацию к выбору увлечения, развивать исследовательские
способности в ходе выполнения группового проекта.

3,6

Защита исследовательского проекта
«Где я могу проводить свободное
время»

1

К.-создавать условия для совместной работы в группе.

3,6

П.-развивать способность собирать информацию с помощью краеведческой
литературы, выделять необходимую информацию, анализировать и
систематизировать её.
Р.-формировать способность анализировать выполненную работу в соответствии с
поставленной целью.

Раздел
3.Труд и быт
моих
земляков

11

Казачья станица. Религиозные традиции
моих земляков.

1

Л.-формировать осознанное отношение к истории своего края.

2,3

К.-развивать умение договариваться и приходить к общему решению во время
групповой работы.
П.-формировать умение анализировать, делать выводы на основе анализа, давать
характеристики процессам и событиям.
Р.-анализировать собственную деятельность, соотносить выполнение работы с ранее
определённым алгоритмом, ставить цель обучения.

Особенности казачьего быта.

1

Л.-развивать интерес к истории края; формировать осознанное отношение к
сохранению народных традиций.

2,3

К.-формировать умение понимать и принимать задачу совместной работы,
распределять роли при выполнении заданий.
П.-создавать условия для проявления индивидуальных творческих способностей при
выполнении заданий.
Р.-развивать мнение планировать последовательность своих действий.
Предметы казачьего быта.

1

Л.-воспитывать бережное отношение к исторической памяти предков, а также к

2,3

укладу своей семьи.
К.-формировать способность проводить коллективный анализ проблемы, делать
совместные выводы.
П.-создавать условия для работы с информацией, анализа и сопоставления событий
прошлого и настоящего.
Р.-развивать способность ставить учебную цель, планировать свою деятельность,
осуществлять самоанализ.
Уклад кубанской семьи.

1

Л.-воспитывать бережное отношение к исторической памяти предков, а также к
укладу своей семьи.

2,3

К.-формировать способность проводить коллективный анализ проблемы, делать
совместные выводы.
П.-создавать условия для работы с информацией, анализа и сопоставления событий
прошлого и настоящего.
Р.-развивать способность ставить учебную цель, планировать свою деятельность,
осуществлять самоанализ.
Ремесла на Кубани.

1

Л.-формировать внимательное и бережное отношение к традициям народного
ремесла.

2,3,5

К.-создавать условия для бесконфликтного общения в процессе работы в группе,
выполнения общего дела.
П.-формировать умение отбирать информацию, анализировать её в соответствии с
учебной задачей.
Р.-развивать способность организовывать свою деятельность.
Труженики родной земли.

1

Л.-воспитывать трудолюбие, формировать уважительное отношение к людям труда.
К.-развивать умение обсуждать проблемные ситуации с учителем и
одноклассниками, доказывать свою точку зрения.
П.-формировать умение классифицировать, систематизировать, работать со знаково-

3,4

символической системой.
Р.-формировать умение планировать совместную деятельность.
Годовой исследовательский проект
сезонных изменений. «Ласточка с
весною в сени к нам летит».

1

Л.-воспитывать интерес и уважение к труду людей разных профессий.

7,8

К.-формировать способность выстраивать диалог.
П.-развивать способность работать с информацией: получать необходимую
информацию из диалога, анализировать, преобразовывать её в соответствии с
поставленной задачей.
Р.-формировать способность анализировать выполненную работу в соответствии с
поставленной целью.

Мои земляки в годы ВОВ.

1

Л.-развивать чувство гордости за подвиги, совершённые людьми в годы ВОВ,
чувство войны, чувство сострадания, благодарности к защитникам нашей Родины;
воспитывать уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма, внимательное
отношение к ветеранам.

2

К.-развивать умение включаться в конструктивный диалог с учителем и
сверстниками.
П.-учить строить рассуждения по теме урока.
Р.-развивать умение оценивать свои достижения на уроке.
Семья и семейные традиции

1

Л.-формировать умение понимать важность и необходимость для каждого члена
семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

2,3

К.-создавать условия для выражения своей точки зрения в ходе обсуждения
проблем.
П.-развивать способность работать с информацией, выбирать её, перерабатывать.
Р.-развивать способность анализировать свои чувства, мысли с точки зрения
поставленной учебной задачи.
Творческий проект «Труд в моей
семье».

1

Л.-развивать интерес к профессиональной деятельности людей из ближайшего
окружения.

3,7

К.-формировать умения работать в команде.
П.-способствовать формированию исследовательских умений: уметь доказывать,
анализировать, рассуждать, обобщать.
Р.-формировать способность анализировать выполненную работу, фиксировать
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Годовой исследовательский проект
сезонных изменений «Здравствуй,
лето!»

1

Л.-формировать умение оценивать свои знания.

8

К.-развивать умение включаться в коллективное обсуждение вопросов.
П.-развивать логические действия: сравнение, анализ, синтез – при выполнении
тестовых заданий.
Р.-формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, используя
шкалу оценивания.

Раздел
4.Духовные
истоки
Кубани

4

Родная земля. Родина. Поклонные
кресты.

1

Л.- формировать осознанное отношение к истории своего края.

2,3

К.- развивать умение включаться в коллективное обсуждение вопросов.
П.- развивать логические действия: сравнение, анализ, синтез – при выполнении
тестовых заданий; умение строить речевые высказывания.
Р.- формировать способность анализировать выполненную работу, фиксировать
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Духовные родники жизни. Религиозные
традиции моих земляков.

1

Л.- формировать осознанное отношение к истории своего края, к религиозным
традициям предков.

2,3

К.- развивать умение включаться в коллективное обсуждение вопросов, строить
речевые высказывания по теме урока.
П.- развивать способность работать с информацией, выбирать её, перерабатывать.
Р.- формировать способность анализировать выполненную работу, фиксировать
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Красный угол. Икона.

1

Л.- формировать умение оценивать свои знания.

3,4

«Нет больше той любви, чем жизнь
отдать за други своя»

1

К.- развивать умение включаться в коллективное обсуждение вопросов, работать в
группе.

3

П.- способствовать формированию исследовательских умений: уметь доказывать,
анализировать, рассуждать, обобщать.
Р.- формировать умение оценивать правильность выполнения заданий, используя
шкалу оценивания.

Раздел

Введение.
Изучаем
родной край

Раздел 1. Нет
в мире
краше
Родины
нашей

Кол-во
часов

1

10

Итого

34

Темы

Кол-во
часов

Изучаем родной край.

Рельеф Краснодарского края:
возвышенности, низменности, равнины,
горы.

1

1

3 Класс
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)

Познавательные: знакомиться с условными обозначениями в учебнике, составлять
вопросы для викторины. Регулятивные: планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства
её осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы
в их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Познавательные: характеризовать рельеф края, показывать на карте горную и
равнинную часть края. Регулятивные: планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства
её осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы
в их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности
1,2,3

8

Природные явления и стихийные
бедствия.

1

Правила безопасного поведения во
время стихийного бедствия.

1

Познавательные: перечислять и характеризовать природные явления и стихийные
бедствия, составлять календарь народных примет, обсуждать безопасное поведение
во время стихийных бедствий.

8

6
Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Водоёмы Краснодарского края.

1

Познавательные: перечислять типы водоёмов края, показывать их на карте,
классифицировать водоёмы, составлять рассказ об одном из них.

5,8

Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Растительный и животный мир Кубани.

1

Кубань – территория здоровья.

1

Курорты Краснодарского края.

1

Спорт, туризм.

1

Познавательные: сравнивать растительный и животный мир равнинной и горной
части Краснодарского края. Знать обитателей хвойных и лиственных лесов.
Рассказывать о правилах поведения в лесу, горах и у водоёмов. Регулятивные:
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации и искать средства её осуществления, контролировать и
оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта
характера ошибок.

4,8
6
2,5
4,6

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Красота окружающего мира:
талантливые люди о нашем крае.

1

Познавательные: анализировать творчество писателей и художников,
характеризовать понятие «талант». Регулятивные: планировать собственную

4,8

деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и
искать средства её осуществления, контролировать и оценивать свои действия,
вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Нет в мире краше Родины нашей
(проектная работа).

1

Познавательные: отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и
реализовать проект, анализировать работы одноклассников.

2,4,8

Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Раздел 2. Без
прошлого
нет
настоящего

9

Прошлое и настоящее. «Лента
времени».

1

Познавательные: характеризовать понятие «Лента времени». Фиксировать
последовательность исторических событий на ленте времени.

2,3

Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Историческая карта, история на карте.
Древние города.

1

Познавательные: показывать на карте местонахождение древнегреческих городов
(Горгоппия и Гермонасса), фиксировать на ленте времени годы их основания,
использовать энциклопедический материал.
Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в

2,3

их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Историческая карта, история на карте.
Переселение казаков на Кубань.

1

Познавательные: показывать на карте местонахождение древнегреческих городов
(Горгоппия и Гермонасса), фиксировать на ленте времени годы их основания,
использовать энциклопедический материал.

2,3

Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
С верою в сердце.

1

Познавательные: анализировать отличия православного храма от культовых
сооружений иных религий, рассказывать о православных праздниках.

3,4

Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Символика Краснодарского края.

1

История и современность.

1

Познавательные: проанализировать исторические факты, предметы, традиции,
отражённые в символике края, знать текст гимна.
Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,

2,3

2,3

убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Добрые соседи. Майкоп – столица
Республики Адыгея.

1

Познавательные: оценить духовно-нравственное понятие «дружба народов»,
работать с картой, составить маршрут поездки в Майкоп, назвать субъекты и
государства граничащие с Краснодарским краем.

2,3

Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Без прошлого нет настоящего

1

Без прошлого нет настоящего
(проектная работа)

1

Познавательные: отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и
реализовать проект, анализировать работы одноклассников.

2,3
2,3

Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Раздел 3.
Казачьему
роду нет
переводу

10

Твоя родословная

1

История твоей семьи

1

Познавательные: отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и
реализовать проект, анализировать работы одноклассников.

3,4
2,3

Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Ты и твое имя, имена в твоей семье

1

Познавательные: составить рассказ об истории своей семьи, нарисовать
генеалогическое дерево, оформить альбом «Моя родословная».

3

Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Из истории кубанских фамилий.

1

Семейные ценности. Мама.

1

Твои земляки-труженики.

1

Познавательные: анализировать и устанавливать связь между природноклиматическими условиями края и занятиями людей, рассказать о людях труда.
Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе учёта характера ошибок.

3
3
3,7

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Кубанские умельцы. Экскурсия

1

Народные обычаи и традиции.

1

Познавательные: знать ремёсла распространённые на Кубани, сравнить с
ремёслами, которыми владеют близкие. Регулятивные: планировать собственную
деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и
искать средства её осуществления, контролировать и оценивать свои действия,
вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.

3
3

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Казачий фольклор.

1

Познавательные: уметь перечислять основные виды фольклора, подбирать
примеры, выполнять правила совместной игры.
Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её
осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в

3

их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Казачьему роду нет переводу
(проектная работа)

1

Познавательные: отвечать на вопросы, задавать вопросы, планировать и
реализовать проект, анализировать работы одноклассников, анализировать
скульптуру художника. Регулятивные: планировать собственную деятельность в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства
её осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы
в их выполнение на основе учёта характера ошибок.

3

Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение,
убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Раздел 4.
Духовные
истоки
Кубани

Раздел

4

Кол-во
часов

Святые источники Кубани.

1

Храмы. Внутреннее и внешнее
устройство.

1

Именины.

1

Подвиг материнства.

1

Итого

34

Темы

Кол-во
часов

Познавательные: Оценивать духовно-нравственный смысл православных
праздников. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ
об одном из них. Историю возникновения святых источников. Называть храмы,
устройство храмов. Характеризовать понятие «Именины». Жизнь и материнский
подвиг Пресвятой Богородицы.
Регулятивные: Организовывать рабочее место. Принимать внутреннюю позицию
школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ
«хорошего ученика». Коммуникативные: Слушать рассказы о православных
праздниках. Извлекать дополнительную информацию из учебника и
дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и
обсуждать полученные сведения.

4 Класс
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)

2,3
3

3
3

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности

Введение

1

Мой край на карте России.

1

Раздел 1.

9

Природные зоны Краснодарского края.

1

Береги
землю
родимую,
как мать
любимую

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне
2,3
положительного отношения к школе, на принятие образца «хорошего ученика»,
развивать учебно-познавательный интерес к предмету и новому учебному
материалу, ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности,
формировать способность к оценке своей учебной деятельности; формировать
основы гражданской идентичности, чувство сопричастности и гордости за свою
Родину, народ, формировать основы экологической культуры, учить следовать в
своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного поведения.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей, различать способ и результат
действия; Познавательные УУД: проявлять познаватель-ную инициативу,
осуществлять поиск необходимой информации, определять месторасположение
Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам.
Коммуникативные УУД:адекватно использовать коммуникативные средства
общения, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с собственной, учитывать разные мнения, задавать
вопросы.
Познавательные УУД: перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, 8
лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега).
Описывать одну из них. Составлять рассказ о природной зоне своей местности,
иллюстрируя его рисунками, фотографиями определять по карте территорию
Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для
жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств
края.
Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные средства
общения, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с собственной, учитывать разные мнения, задавать
вопросы.

Исследование и определение природной
зоны своей местности.

1

Познавательные УУД: называть и показывать на карте Краснодарского края
водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля
рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и
обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и
определять степень своего участия в очистке водоёмов.

8

Кавказский биосферный заповедник.
Заказники. Заповедники. Школьные
лесничества.

1

Познавательные УУД: характеризовать основные типы почв, распространённые в
Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме.
Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их
значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу,

8

которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные
меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса).
Роль водоемов в природе и жизни
человека. Использование и охрана
водоёмов.

Раздел 2.
Земля

отцо
в - моя земля

12

1

Познавательные УУД: перечислять полезные ископаемые и показывать их
местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк).
Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте
районы, где найдены целебные источники и грязи.

8

Типы почв. Защита и охрана почв.

1

Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу, осуществлять
поиск необходимой информации, строить сообщение в устной форме,
характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для
жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к
природным богатствам.

8

Полезные ископаемые края, их
использование.

1

8

Значение природных богатств
Краснодарского края для жителей
России.

1

Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу, осуществлять
поиск необходимой информации, строить сообщение в устной форме, отвечать на
вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими
наблюдениями и исследованиями.

Проектная работа «Береги землю
родимую, как мать любимую»

1

4,8

Защита проектной работы «Береги
землю родимую, как мать любимую».

1

4,8

Как изучают историю Кубани:
исторические источники.

1

История Кубани в архитектуре. Жилища
людей разных эпох.

1

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, на принятие образца «хорошего
ученика»,развивать учебно-познавательный интерес к предмету и новому учебному
материалу, ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности,
формировать способность к оценке своей учебной деятельности; формировать
основы гражданской идентичности, чувство сопричастности и гордости за свою
Родину, народ, формировать основы экологической культуры, учить следовать в
своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного поведения.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей, различать способ и результат

4,8

2,3
2,3

действия;
Познавательные УУД: анализировать архитектуру с точки зрения вещественного
исторического источника. Определять по карте Краснодарского края стоянку
древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района,
рассказывать об одном из них
Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные средства
общения, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Екатеринодар – Краснодар.
Современный облик административного
центра.

1

Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу, осуществлять
поиск необходимой информации, строить сообщение в устной форме, рассказывать
об истории главного города Краснодарского края, используя различные
исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр».
Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности.

2,3

Вещи рассказывают о прошлом.

1

2,3

Предметы быта различных эпох.

1

Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу, осуществлять
поиск необходимой информации, строить сообщение в устной форме, описывать
жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты
жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя
родословная».

Народные ремёсла и промыслы на
Кубани.

1

3,7

Письменные исторические источники.
История Кубани в документах,
литературных, научных источниках.

1

Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу, осуществлять
поиск необходимой информации, строить сообщение в устной форме, сопоставлять
место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного
искусства.

Символика Краснодарского края: гербы
городов и районов.

1

Устная история родного края.

1

Регулятивные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе
исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу, осуществлять
поиск необходимой информации, строить сообщение в устной форме, исследовать и
характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные
записи в качестве данного вида источников в будущем.

1,3

3,7

3,7
3,7

Коммуникативные - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; - аргументация своей точки зрения и оценка событий; - формирование
уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре.
Обычаи и традиции народов, живущих
на Кубани.

1

Земля отцов - моя земля (проектная
работа).

1

Защита проекта

1

Регулятивные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе
исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования
для достижения результата;

2,3

2,3
3,4

Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу, осуществлять
поиск необходимой информации, строить сообщение в устной форме, рассказывать
об истории главного города Краснодарского края, используя различные
исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр».
Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности.
Коммуникативные - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; - аргументация своей точки зрения и оценка событий; - формирование
уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре
Раздел 3.
Жизнь дана
на добрые
дела

8

Просветители земли кубанской.

1

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, на принятие образца «хорошего ученика»,
развивать учебно-познавательный интерес к предмету и новому учебному
материалу, ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности,
формировать способность к оценке своей учебной деятельности; формировать
основы гражданской идентичности, чувство сопричастности и гордости за свою
Родину, народ, формировать основы экологической культуры, учить следовать в
своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного поведения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей, различать способ и результат
действия;
Познавательные УУД: фиксировать на «ленте времени» год основания первой

3,4

школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности,
особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать
причины, изменившие школу
Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные средства
общения, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с собственной, учитывать разные мнения, задавать
вопросы.
Защитники Отечества

1

Труженики полей.

1

Родители земли кубанской.

1

Наши земляки - гордость страны.

1

Ты - наследник земли отцов.

1

Жизнь дана на добрые дела (проектная
работа),

1

Жизнь дана на добрые дела (проектная
работа). Окончание работы.

Раздел 4.
Духовные
истоки
Кубани

4

Библия. Библиотеки.
Культурное наследие Кубани
Музеи - хранители материальной и
духовной культур.
Я как хранитель духовного наследия
Кубани. 10 заповедей

1

Познавательные УУД: строить сообщение в устной форме, перечислять и
рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и
реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату
освобождения своего населённого пункта от захватчиков. Составлять рассказ о
людях труда.анализировать качества учёных-селекционеров, позволивших им
добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с
опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения, характеризовать
нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской».
Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков,
объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли
кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства,
культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках)

2,3

Познавательные УУД: Найти из разных источников материал о тружениках
Кубани и их достижениях в трудовой деятельности. Сделать тематическую
фотовыставку и создать тематическую презентацию. Найти материалы о кубанских
земледельцах. Формировать представления об особенностях труда и быта жителей
родного края. Развивать любознательность и познавательный интерес. Воспитывать
трудолюбие. Моделировать профессиональную ситуацию, представляя себя в роли
людей различных профессий

3

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, на принятие
образца «хорошего
ученика»,развивать учебно-познавательный интерес к предмету и новому учебному
материалу, ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности,
формировать способность к оценке своей учебной деятельности; формировать основы
гражданской идентичности, чувство сопричастности и гордости за свою Родину

3

2,3
2,3
1,2
3,4

3

3
3,4

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные 3,4
учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои действия

в соответствии с поставленной задачей, различать способ и результат действия;
Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу, осуществлять поиск
необходимой информации, строить сообщение в устной форме, определять и
обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором
живёшь. Характеризовать Евангелие - как главную книгу казаков. Рассказывать о
возникновении библиотек при храмах и монастырях. Изучать православные традиции
музыкальных, художественных произведений известных земляков.
Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные средства
общения, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с собственной, учитывать разные мнения, задавать
вопросы.
Итого

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 22
МО Темрюкский район
от ________ №_____
______ / ___Суслова Т.И._
( подпись)

34

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ / Шаповал Г.В.
«__30__» __августа_ 2021 г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Контрольное блюдо "Завтрак"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».