Положение о наставничестве

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 22
Подписан: Белозерова Юлия
Алексеевна
DN: C=RU, OU=Директор,
O=Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя
о, CN=Белозерова Юлия
Рассмотрено на
заседании
Алексеевна,
Педагогического
совета МБОУ СОШ №22
E=school22@tem.kubannet.ru
Основание:
я подтверждаю этот
Протокол №1 от 30.08.2021
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.02.22 12:02:24+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Белозеров
а Юлия
Алексеевн
а

« _30_»

08

Ю.А. Белозерова
2021.

Положение об организации наставничества
в МБОУ СОШ № 22 муниципального образования
Темрюкский район

1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации наставничества (далее - Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
1.2. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между данными участниками образовательного и
трудового процесса.
1.3. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание
помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование
в школе кадрового ядра.
1.4. Основными задачами школьного наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и
закрепление учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него
обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива
школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и
творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
1.5 Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу
опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений
ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне
развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной
специализации и методики преподавания.
1.6 Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее
Положение и иные нормативные акты, регламентирующие вопросы профессиональной
подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2. Основные понятия
Школьное наставничество – разновидность индивидуальной воспитательной работы с
впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на
должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник – опытный учитель (обладающий педагогическим стажем), обладающий
высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области
методики преподавания и воспитания.
Наставляемый (молодой специалист) – начинающий учитель (не имеющий опыта
работы в образовательном учреждении), как правило, овладевший знаниями основ
педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему
совершенствованию своих навыков и умений, повышающий свою квалификацию под

непосредственным руководством наставника.

2

3. Организационные основы наставничества
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы
по учебно – воспитательной (методической) работе и председатели методических
объединений, в которых организуется наставничество.
3.3. Председатель методического объедения подбирает наставника из наиболее
подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки,
коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и
методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт,
способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление
о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не
менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь
одновременно не более двух наставляемых.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического
объединения, согласовываются с заместителем директора по УВР и утверждаются на
заседании Методического совета.
3.5. Назначение наставника производится при обоюдном добровольном согласии (с
обязательным детальным разъяснением предполагаемому наставнику его будущих
должностных обязанностей) предполагаемого наставника и молодого специалиста, за
которым он будет закреплен, по рекомендации Методического совета приказом директора
школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к
молодому специалисту на срок не менее одного года.
Приказ о закреплении наставника издается не позднее одного месяца с момента
назначения молодого специалиста на определенную должность.
3.6.Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников
образовательного учреждения:
впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений,
прибывшими в образовательное учреждение по распределению;
выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений,
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового
стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и
овладения новыми практическими навыками;
учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в
определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного;
письменным заявлением наставника об отказе от своих полномочий по иным
причинам (в том числе, без указания причины).
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение
профессиональных целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка
производится на промежуточном и итоговом контроле.
3.9. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором ОУ по
действующей системе поощрения.
3

4. Обязанности наставника:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста
по занимаемой должности;
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его
отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их
родителем, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных
классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю – предметнику, правилами внутреннего трудового
распорядка, охраны труда и техники безопасности);
проводить
необходимое
обучение;
контролировать
и
оценивать
самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и
внеклассных мероприятий;
давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении
педагогической профессией, практическими приемами и способами
качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять
допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной
жизни
коллектива,
содействовать
развитию
общекультурного
и
профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и
общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о
его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного
воздействия;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника:
с согласия заместителя директора по УВР (МР, председателя методического
объединения) подключить для дополнительного обучения молодого
специалиста других сотрудников ОУ;
требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в
письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается

на заседании М/О с указанием срока наставничества и будущей специализации и
утверждается приказом директора ОУ.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его
служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы
и функциональные обязанности по занимаемой должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учится у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить
свои взаимоотношения с ним;
4

совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем
методического объединения.
7. Права молодого специалиста
Молодой специалист имеет право:
вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
защищать профессиональную честь и достоинство;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения;
посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической
деятельностью;
повышать квалификацию удобным для себя способом;
8. Руководство работой наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
заместителя директора ОУ по учебно – воспитательной работе.
8.2. Заместитель директора ОУ по УВР обязан:
представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить
приказ о закреплении за ним наставника;
создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету,
проводимые наставником и молодым специалистом;
организовать обучение наставников передовым формам и методам
индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии,
оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов
работы с молодыми специалистами;
изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации
наставничества в образовательном учреждении;
определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми
специалистами несут председатели методических объединений.
Председатель методического объединения обязан:
провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
осуществлять систематический контроль работы наставника;
заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты
молодого специалиста и наставника и представить их заместителю ОУ по УВР.
9. Документы, регламентирующие наставничество
9.1 К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение;
приказ директора ОУ об организации наставничества;
планы работы педагогического, научно – методического совета, методических
объединений;
протокол заседаний педагогического, научно – методического совета,
методических объединений, на которых рассматривались вопросы
наставничества;
5


Наверх

Контрольное блюдо "Завтрак"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».