Муниципальное образование Темрюкский район, пос. Пересыпь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
муниципального образования Темрюкский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 22 МО Темрюкский район
от 31 августа 2021 года протокол № 1
Председатель ________ Ю.А. Белозерова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературное чтение на родном языке (русском)
Уровень образования (класс) начальное общее, 1-4 классы
Количество часов 28
Учитель Зимина Раиса Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 22
Программа разработана в соответствии: федерального государственного стандарта начального общего образования.
Одобренной
решением
Государственного
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
профессионального образования «Института развития образования» (протокол от 2 июля 2021 г. № 01-20/3258)
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
1.2.Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине
— России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого
и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
3. Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви,
доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
4. Эстетическое воспитание:
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
— проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.
5. Ценности научного познания:
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса к творчеству писателей, создателей
произведений словесного искусства;
— понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
7. Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
8. Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
Познавательные
Учащиеся научатся:
различным способам решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
знакомиться
с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
ПРЕДМЕТНЫЕ
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации
художественных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
●
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
● передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
К концу четвертого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
● осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
● определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого);
● составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
● самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
● писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
В 1-4 классах в соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» (русском) изучается в объеме 0,2 часа в неделю (7
часов в год).
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на
вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов
художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном
пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта,
бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности:
лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя
русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические
представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в
русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с
опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.
Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы,
отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные
произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках,
полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и
поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их
значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и
письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к
произведению, на репродукции картин русских художников.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
1 Класс (7 ч)
Раздел
Мир детства
Россия
Родина моя
2 Класс (7 ч)
Раздел
Мир детства
Кол-во
часов
Темы
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
4
Не красна книга письмом, красна умом
1
Без друга в жизни туго
1
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто
честный
1
Необычное в обычном
1
С чего начинается Родина?
1
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами
интерпретации художественных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста;
● читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по
содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
С чего начинается Родина?
1
Сколько же в небе всего происходит
1
итого
7
Кол-во
часов
Темы
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
4
Не торопись
слушать
1
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
3,4
3
отвечать,
торопись
Как аукнется, так и откликнется
1
Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
3,4
1,2,3
3,5,6
3,5
2,3
2,3,4,8
1,2,3,6
Россия
—
Родина моя
3
Семья крепка ладом
1
Мечты, зовущие ввысь
1
Люди земли русской
1
Хорош
праздник
праведных
3 Класс (7 ч)
Раздел
Мир детства
Кол-во
часов
после
3,5,7,2
3,5
1,2,3
1
К зелёным далям с детства взор
приучен
1
итог
7
Темы
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
1
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
● осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
● осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира,
национальной истории и культуры;
● давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации и анализа художественных,
научно-популярных и учебных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
3,4
4
3
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации художественных и учебных
текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг
чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
● соотносить
впечатления
от
прочитанных
(прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
● пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц.
трудов
Пишут не пером, а умом
Россия
—
Родина моя
Жизнь дана на добрые дела
1
В дружной семье и в холод тепло
1
Детские фантазии
1
Люди земли русской
1
2,3,4
3,4,8
1,2,3,6
3,5,7,2
3,5
1,2,3
4 Класс (7 ч)
Раздел
Мир детства
Россия
—
Родина моя
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст;
● передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов
искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
2,3,4
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне универсальных учебных действий)
Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
Испокон века книга растит человека
1
3,4
Скромность красит человека
1
Такое разное детство
1
Придуманные миры и страны
1
Люди земли русской
1
Широка страна моя родная
1
К концу четвертого года изучения учебного предмета «Литературное чтение
на родном (русском) языке» обучающийся научится:
● осознавать значимость чтения русской литературы для личного
развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
● определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого);
● составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
● самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения;
● пользоваться справочными источниками для понимания и получения
Всякая душа празднику рада
1
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
1
итог
7
Кол-во
часов
Темы
4
3
3,4,8
1,2,3,6
3,5,7,2
3,5
1,2,3
2,3,4
Под дыханьем непогоды
1
итог
7
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей естественных
и общественных наук
МБОУ СОШ № 22
МО Темрюкский район
от ________ №_____
______ / ___Суслова Т. И._
( подпись)
дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов
искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
● писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских
аннотации или отзыва;
● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ / Шаповал Г.В.
«__30__» __августа_ 2021 г.
3,4,8
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)